Поиск по сайту

Буквально на днях Православная Церковь отмечала день памяти иконы Божьей Матери «Всех скорбящих радость». В честь этого образа был освящен в селе Муравлево храм, который посещала Матрена Зорина, в монашеском постриге – Мисаила. Как заметил однажды митрополит Курский и Рыльский Герман, своей праведной жизнью и верой матушка Мисаила угодила Богу, и из большой любви к ближнему осуществляла молитвенную поддержку людей в трудные минуты. Прошло более шестидесяти лет с того дня, как матушки не стало, но поток людей за помощью к ее могиле не просто не иссякает, а становится все больше. И каждый праздник в селе Муравлево преподносит множество интереснейших встреч и духовных открытий. Исключением не стало и 16 ноября этого года – день памяти иконы Божьей Матери «Всех скорбящих Радость» и престольный праздник Муравлевском храме.

 

Плотник отец Михаил

Бывает же такое в жизни – начинаешь общаться с человеком и внезапно понимаешь – он тебе словно родной! Так у нас получилось с Катериной. К сожалению, узнав о том, что мы из газеты, женщина замахала руками и стала упрашивать нас не писать о ней, поэтому, уважая ее чувства, мы решили изменить ее имя. Катерина Андреевна рассказала нам об отце Михаиле Халине – большом друге матушки Мисаилы.
Батюшка родился в деревне Полевая. В его семье все были очень трудолюбивые и мастеровитые. Сам Михаил очень хорошо знал плотницкое дело.
Кстати, именно отец Михаил помогал отстраивать часть домика матушки, называемой ныне «кухонькой», где она принимала людей, молясь за них », сделал ей незамысловатые лавку и столик, которые и по сей день стоят в «приемной» старицы.
- Очень интересна история о том, как Михаил Никанорович решил стать священником, - рассказывает Катерина, - об этом мне поведала его внучка Анна. Вышло так, что во времена коллективизации семью Халиных раскулачили и сослали в Сибирь. Там глава семейства Никанор заболел и умер, а его жена и дети, получив разрешение на выезд, вернулись не в Курскую область, а уехали к дальним родственникам в Таганрог. Как рассказывал сам Михаил, он стоял на берегу Азовского моря, и вдруг ясно понял, что должен возвратиться домой и стать священником.
- Отец Михаил служил в храме села Бунино, тогда еще Солнцевского района, так как все остальные церкви вокруг в то время были уже разорены, - рассказывает Катерина, - он бывал на богослужениях почти каждый день. А дорога в Бунино от Полевой шла через Зорино, где жила матушка Мисаила. И он каждый раз заходил к ней.
Внучка священника вспоминает, что у деда был настолько красивый голос, и он служил настолько сердечно, что прихожане плакали от благоговения.
К слову, когда отец Михаил похоронил свою супругу – матушку Анну или Нюшу (ее так ласково называли в семье), то стал вести аскетический образ жизни и даже поселился при храме – в домике сторожа.
Интересно также и то, что есть документальные источники, свидетельствующие о том, как прихожане Бунинской церкви любили своего батюшку Михаила.
«Наряду с этим есть, конечно, незначительное количество священников, пользующихся уважением своих прихожан…Среди них – Михаил Халин из села Бунино». Это строки из  информационного доклада уполномоченного по делам РПЦ при Курском облисполкоме Ефремова за 1 квартал 1947 года председателю совета по делам РПЦ при совете министров СССР.
Матушка монахиня Мисаила настолько уважала отца Михаила, что завещала ему, чтобы он отпевал ее после смерти, что батюшка с благоговением исполнил.
Сам священник умер в возрасте 80 лет от онкологического заболевания. Врачи предлагали операцию, а он отказывался, говоря, что это искупление грехов его молодости и что он должен смиренно нести свой крест. Так и случилось.

Побег из плена

Постепенно Катерина начинает рассказывать историю своих родителей, в жизни которых молитва матушки Мисаилы тоже сыграла свою спасительную роль.
- Когда началась Великая Отечественная война, папу забрали на фронт, - рассказывает моя собеседница, - Оставалось несколько минут до схватки с врагом, когда политрук ему и его боевым товарищам изрек: «Оружие в бою добудете». Получается, что шли они в бой фактически безоружными. Папа не был убит, но попал в лагерь военнопленных, который находился в одном из сел на Украине.
- Однажды к нам пришла женщина, которая вызволила из плена своего супруга. Тот сказал, что наш папа тоже находится там.
В этой истории больше всего поражало то, что женщина эта прошла пешком более десяти километров ради того, чтобы сообщить матери Катерине о ее отце!
- Мама сразу отправилась к матушке Мисаиле или, как ее называли тогда - Матрене Гавриловне, - говорит Катерина, - матушка ей сказала: «Совета не даю, а воли не отнимаю».
Несмотря на этот ответ, женщина, оставив троих малолетних ребятишек с сестрой мужа, захватив три ковриги хлеба и новенькую шаль, купленную еще до войны, все же отправилась на Украину за супругом. Добиралась долго и тяжело – голодная, завшивевшая, она однажды подошла к колючей проволоке лагеря. Люди, у которых женщина остановилась на ночлег, подсказали ей, что пленных охраняют в основном полицаи – их односельчане, перешедшие на сторону врага. Они устроили ей встречу с одним из них. Полицаю она и отдала свою новенькую шаль за освобождение мужа.
Договорились, что когда пленных поведут на работу, он отпустит мужчину по нужде, а тот уйдет совсем. Побег прошел удачно.
- Они шли домой ночью, а днем прятались в заброшенных блиндажах, - рассказывает Катя, - территория же была оккупирована немцами. А блиндажи часто минировали. Так мама вспоминала - как только они подходили к ним, отец говорил, что пойдет первым, так как она нужна их ребятишкам живой. Они уже подошли к границе с Белгородской областью, когда на рассвете за спиной  услышали рев мотора. В голове лишь мелькнуло: «Немцы!». Отца забрали, а мама от расстройства и страха потеряла сознание.
- Матушка знала, что все будет так, Господь ей открыл это. Но все же молилась о моем отце, и он остался жив. Он прошел долгий путь, но все же вернулся домой к нам.
«Выживу – буду людям служить!»
Катерина также замечает, что и сам отец в это страшное для него время непрестанно молился.
- Папа часто вспоминал, что некоторых людей это очень раздражало, - рассказывает женщина, - «Разве нам может помочь Бог?», - с гневом обращались к нему некоторые люди, а кто-то отвечал: «Молчите! Может, исключительно благодаря его молитве, мы все еще дышим».
Мужчину сначала отправили на работу в Германию, затем, в Норвегию, а оттуда в Финляндию.
- Их везли с Германии на катерах по морю, - говорит Катя, - и тут началась бомбежка с воздуха. Страшно! Взрывы вокруг. И в эти мгновения отец стал на колени и взмолился к Богу уберечь их суденышко от взрыва.
И Бог по искренней его молитве явил настоящее чудо: катера шли караваном, впереди идущий затонул, позади – тоже, а их – остался невредим и пристал к берегу.
Господь спас отца Катерины и от неожиданного паралича. Видимо, от тяжелой работы и стресса однажды утром Сергей понял, что не чувствует ног. А с тяжелобольными в лагере обходились просто – пуля в лоб и нет проблемы.
- Все выбегают строиться, а он не может встать! Тогда он собрал все душевные силы и стал молиться, - рассказывает моя собеседница, - другие пленные подхватили его и повели. Сначала ноги беспомощно волочились по земле, а потом, как папа рассказывает, его словно палкой под коленями кто-то ударил, и он стал внезапно чувствовать ноги и пошел!
После плена отправили отца Катерины воевать в Манчжурию, но не успел он доехать до Урала, как военные действия закончились.
- Уже 45-й год был на исходе, а папы все не было, - рассказывает моя собеседница, - вот и пошла моя мама снова к матушке с вопросом, как за папу молиться – о здравии поминать или за упокой. А матушка Мисаила ей сказала: «Жив он. Приедет, да еще и подарков привезет!». Мама идет назад и думает: «Ох, какие там подарки»…
Как оказалось позже, отправили отца Катерины в Москву. После плена его почти год проверяли, а пока осуществляли проверку, он работал на стройке. За это время успел даже кое-каких денег заработать и всем домашним купил гостинцы: детям – сандалии, кому-то платочек, кому-то - отрез на юбку.
Позже, отец Катерины неоднократно рассказывал, что, молясь Господу, дал обет: «Выживу – буду всю жизнь людям служить!».
Сергей ни разу после этого не нарушил своего обещания. Мужчина мог оказать ветеринарную помощь животным: принять у коровы теленка, подлечить лошадь и так далее. И в какое бы время к нему ни обратились люди, даже ночью, поднимался и шел.
- Мама, бывало, начинает его ругать: «Куда ты? Ты же только с работы – уставший такой!», - вспоминает моя собеседница, - а он ей: «Пойду, милая, я же обещал».
Мы расставались с Катериной, словно родные, что, в принципе, недалеко от истины, ведь мы же сестры во Христе. После встречи этой я долго думала о том, что если человек вырос в атмосфере потрясающей любви и христианского самопожертвования ради ближнего, от него всегда будет исходить именно такой свет и тепло, как от Кати – не только согревающий душу, но и делающий ее немного чище.

Татьяна Смирнова

Газета «Духовный родник» (ежемесячное приложение к общественно-

информационному еженедельнику «Курские известия»)