Поиск по сайту

ПАВЕЛ ГОВОРОВ, СВЯЩЕННИК-ПАРТИЗАН

Работая в рамках изучения фактов жизни монахини Мисаилы (Зориной), мы неоднократно рассказывали в этой аудитории о людях, которые окружали старицу.
Сегодня речь пойдет об удивительном человеке – протоиерее Павле Говорове. 

Он был не только другом семьи известной курской монахини, но и прославился на всю страну как священник-партизан, награжденный медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».

Начиная поиски, мы фактически ничего не знали о батюшке. Внучка матушки Мисаилы - Людмила Матвеевна Соколова вспоминала, что он часто бывал в семье: «…во время войны он переправлял партизан с оккупированной территории к своим. Но сначала в таких случаях всегда приходил к бабушке за советом. Только получив ее согласие, переправлял партизан к своим, укладывая их в гробы, как умерших». Было известно, что в 20-е - 30-е годы 20-го века он служил во Введенском храме г. Курска.

На первом этапе поисков в личном деле священника этого храма Павла Говорова удалось найти вырезку из газеты от 7 октября 1946 г. - о награждении медалью. 
Это указывало, что мы находимся на правильном пути. А в отчете уполномоченного Совета по делам РПЦ за 1946 год мы нашли такие слова: «По рассказам епископа, священник села Глебово Фатежского района, Говоров Павел Андреевич во время оккупации скрывал у себя бежавших из плена русских летчиков, затем переодевал их и помогал им перебраться к своим. Об этом патриотическом подвиге было напечатано в газете «Правда», за что ему присвоено звание партизана. 
Об этом благородном подвиге знает все городское духовенство».

Разыскивая публикацию о священнике, мы нашли 2 статьи известного публициста Ильи Эренбурга. Войдя в Курск вместе с освободившей город войсками, он писало своих впечатлениях: «Куряне не только ждали. Куряне боролись с захватчиками. Железнодорожники взрывали немецкие паровозы. Девушки переправляли оружие. Партизаны убивали немцев… Священнику Павлу Говорову шестьдесят семь лет. Русский человек, он любит Родину. Он связан с партизанами. Он прятал у себя наших лётчиков, переодевал их, помогал им перебраться через фронт». А в статье «Верность» публицист вновь упоминает восхищавшего его священнослужителя: «Кто в Курске работал с партизанами? Учительницы, рабочие, студентки-комсомолки и престарелый священник Павел Говоров, подростки и матери — народ. Они сберегли не только гордость, они сберегли и ту бодрость, которую в старину называли весельем духа».

В 1942 г. фронт почти полгода стоял между Тимом и Беседино (примерно в районе с. Кабицы, если ехать по автотрассе Курск - Воронеж). В этот период за советом к монахине Мисаиле приходил не только отец Павел, но и председатель Бесединского райисполкома Кузьма Иньшин. Зинаида Зорина вспоминала, о его приходе к старице во время войны. «Бабушка, хоть крохоточку хлебушка, неделю ничего не ел. Хатенку разбомбили, остался я безродный, а душа-то есть хочет…»,- стал он рассказывать ей свою легенду. «Деточка, заходи почаще, я тебя буду кормить. Но родных у тебя очень много. А пойдешь, иди потихоньку, а временами - побыстрее, чтобы тебе на пяточки никто не наступил, а то за тобой многие следят, уж больно у тебя работа опасная!» - не возражая, мудро ответила старица. В архивах нами найдены документы о том, что Кузьма Иньшин был агентом курского обкома партии и был направлен в тыл для координации партизанского движения. О партизанах и Иньшине вспоминала и Тамара Барышникова - ее тетка Юлия Кузьминична Криволапова перед войной была секретарем райкома партии: «…Меня потом стали отправлять их (приходивших к ней людей) провожать к линии фронта. Некоторых по их просьбе я заводила к Матрене Гавриловне. Тех, кому предстояло погибнуть, она благословляла, а сама плакала – оплакивала, значит».

Встречались ли когда-либо горячий бесединский предрик и священник Павел Говоров? Участвовал ли последний в переправке Иньшина через линию фронта? Это вопросы, на которые на сегодняшний день ответы не найдены. Однако очевидно, что партизанские тропы так или иначе часто пролегали через маленькую кухоньку монахини Мисаилы в селе Муравлево Бесединского района Курской области.

Имея первоначальную информацию, мы долго искали сведения по двум исчезновениям Павла Говорова из Курской области. Согласно личному делу, хранящемуся в Курской епархии, он неожиданно покидает город и выезжает в Московскую область сначала в 1932 году, затем –  в 1946-ом. Поиски документов, связей с родными результатов не давали. Неожиданно помог Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт, разместивший в интернете результаты своей работы в архивах Курского ФСБ. В списках репрессированных мы находим имя Павла Говорова.

В 1932 г. он арестован как руководитель контрреволюционной группы Курского объединения организации... «Ревнителей церкви». Однако далее его следы снова теряются... В Курске священник появляется спустя 10 лет после ареста. В 1942 г. он протоиерей Казанского кафедрального собора. С декабря того же года - настоятель Архангельского храма с. Глебово Фатежского района. С сентября 1944 г. вновь служит во Введенской церкви, г. Курска. К тому времени, когда становится известно о его награждении за участие в партизанском движении, он вновь «выбывает» в Московскую епархию (1946 г.).

Мы предположили, что священника, ставшего известным на всю страну, но имевшего не соответствующее статусу героя войны прошлое, прятали. Сразу после награждения медалью, он официально «исчезает» из Курской Епархии.

Родственников священника Павла Говорова члены инициативной группы разыскивали даже с помощью СМИ. Тот, факт, что и в первый, и во второй раз священник выбывает по личным мотивам (по болезни и к родным, т.е. на покой), сбил нас с пути. В конце концов, в прошлом году мы направили запрос в Московскую Патриархию. Ответ принес много неожиданностей и дал нам единственную известную на сегодняшний день фотографию отца Павла.

Оказалось, что Павел Говоров служил священником в селе Шеметово, в 24 км от Сергиева Посада, не с 1932 г., как указано в личном деле Курской епархии, а с 1938 года по 1946 год (?). 

С 1946 по 1950 г. он продолжал служить уже в Ильинской церкви г. Загорска (Сергиев Посад), а с 1947 г. был ее настоятелем. С 1950 г. по 1959 г. по благословению
Его Святейшества патриарха Алексея протоиерей Павел Говоров назначен во Всехсвятский храм г. Москвы.

О пастырском служении священника говорят его награды: Патриаршее благословение с выдачей грамоты(1949 г.) и митра (1951 г.). 

В личном деле мы нашли и характеристику священника: «Прот. П. Говоров – пастырь усердный, исключительно трудолюбивый, целыми днями бывающий в храме. Отличается простотой и добродушием…».

Как видим, в послужном списке в личном деле Курской епархии, написанном собственноручно протоиереем Павлом Андреевичем Говоровым, отсутствует информация о судимости в качестве одного из "особо доверенных лиц" архиепископа Дамиана Воскресенского. 

По делу «Ревнителей церкви" Павел Говоров проходил как один из руководителей групп, "организовывавших переферийные объединения этой организации…"
Кто входил в его «группу», нам удалось выяснить в архивах ФСБ. Вместе с ним были арестованы 12 монахинь, которые в это время окормлялись во Введенском храме. 

В показаниях Непочатых Дарьи мы прочитали: «Советской властью недовольна за то, что они, т.е. соввласть выгнали нас из монастырей, закрывают церкви, учат детей безбожию и разоряют крестьян. Это недовольство я неоднократно высказывала своему священнику Говорову Павлу, монахиням…». Мы предположили, что это могут быть сестры находившегося в подполье Троицкого монастыря, и не ошиблись. Шестерых из них мы нашли в списках обители, датируемых 1947 годом. 

Все сестры, проходившие по данному делу, получили 3-летний срок лагерей. Священник Павел Говоров отправился с этапом в мордовский Темлаг на 5 лет. В деле мы находим показания свидетельницы, которая приехала в Курск посоветоваться к своим монашкам. У сторожки (Введенского храма) собрались около 15 крестьян, Агитировала Непочатых и подошел Павел Говоров. На вопрос Дарьи, идти ли в колхоз, он якобы ответил: "Вы знаете, что уже поднялось восстание в 4 областях. Начался голод, а также на этой почве восстание на Украине... Советская власть там разбежалась, а вы идете в колхозы. Если хотите быть настоящими людьми, то помните, что я вам сказал, и не бойтесь об этом говорить своим родственникам. В колхоз входить не надо». 

Вполне понятно, что, освободившись через пять лет, Павел Говоров в 1938 году начинает служить подальше от тех мест, где его хорошо знают. В его московском послужном списке нет ни слова о возвращении в Курск в 1942-м, как, впрочем, и о церковных наградах курского периода и о награде за участие в партизанском движении. Согласно документам личного дела, во время войны он продолжает служить в Шеметове. «Подчищенная» анкета и новое личное дело в Московской епархии дали ему возможность послужить Господу еще 14 лет…

Он отошел ко Господу 15 июня 1960 г. Отпевание новопреставленного протоиерея Павла Говорова было совершено в храме Всех святых г. Москвы, где он служил последние годы своей жизни.

Совершенно очевидно, что протоиерей Павел Говоров достойно нес свой пастырский крест, несмотря на сложнейшие испытания. К нему с огромным уважением и доверием относился архиепископ Дамиан (Воскресенский) и, судя по наградам, другие курские архиереи, его высоко ценили монахиня Мисаила и сестры Курского Свято-Троицкого монастыря, к его слову прислушивались прихожане. Пройдя через испытания застенками и лагерями, он не потерял любви к свой стране и делает все, что в его силах, чтобы помочь людям и родине.Вынужденный скрываться от новых репрессий, на склоне лет он начинает все заново в другой епархии, и вновь заслуживает авторитет и уважение среди прихожан и священнослужителей.

Презентация к докладу