Всем знакома картина по старым фильмам и полотнам художников: большое село, колокольный звон, разносящийся над живописно зеленеющими полями, и тянущийся к стоящему на взгорке храму народ – мужики в нарядных поддёвках, бабы в белых платках, вездесущая ребятня и пузатый длиннобородый поп на фоне богато расписанного иконостаса…
Когда-то это было. А потом оказалось, что Бога нет. Был — и вдруг не стало. Оказалось, что вместо Бога – вождь международного пролетариата, а вместо Заповедей Божьих – кодекс строителя коммунизма. И праздники церковные отменили, и еженедельные походы в храм. И что мы видим нынче? Одни так по инерции и трудятся, словно завтра срок пятилетки завершается, а другие уже ни во что не верят, ничего не хотят. Ну разве выиграть бы побольше в очередной телеигре. А ещё лучше – с неба мешок с долларами, нет, лучше с евро свалился бы. Вот и живут в ожидании по сути того же светлого будущего. А оно не идёт.
Только вот несмотря ни на что среди беспросветной суеты, «дьявольской», как называют её в одной из православных молитв, среди отупляющей погони за новым богом, которого теперь называют «господин Комфорт», то там, то тут на русской земле возникают и возрождаются храмы.
Когда-то, задолго до революции, в Курском районе в селе Зорино существовал приписной храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость». Приписной – значит зависящий от другого храма. «Скорбященский» зависел от храма Иоанна Богослова, что находился в другом селе, ныне называемом Дёмино. Зоринский приход был небогатый, по архивным сведениям, из казны на его содержание ежегодно выделялась сумма в размере 100 рублей… Но это не помешало Зоринскому храму позже обрести самостоятельность. Просуществовал он довольно долго, являясь центром сельской жизни по праздникам и в пору тяжёлых испытаний. В тридцатые годы, уже перед войной, его разрушили. Потом — война. И церковное послабление. Верил ли кто тогда, что «Скорбященский» храм обретёт вторую жизнь? Но случилось. Старинный частный дом был отдан церковной общине села Зорино. Богослужения возобновились, но не надолго. В начале пятидесятых, в пору правления Никиты Хрущёва, молитвенный дом был закрыт, и в нём долгое время размещалась сельская библиотека. Не было только храма в селе.
Старики ещё какое-то время погрустили, погоревали…А молодёжи как-то так и без Бога оказалось возможным прожить… Многие так и поныне живут. Но не о них речь. А о тех, кому без Бога было всё равно плохо. Вот они и искали храмы на курской земле. Ходили то пешком до Колодного за восемь километров, потом до Беседино. А когда появился храм в Полевой – так какая была радость – всего четыре километра пробежать, да там три часа отстоять.
И потому рождение храма в селе Барышниково, что рядом с Зорино, ныне называемом Муравлёво, многими было воспринято как чудо. Дождались. Дожили.
Под молитвенный дом, освящённый в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость», было отдано здание старой колхозной столовой. Колхоза-то в селе нет давно, столовая не используется, здание рассыпается. Вот глава Муравлёвского сельсовета Виктор Николаевич Постоев и распорядился отдать его церкви. И даже помощь оказал, чтобы эта церковь поскорее смогла начать функционировать. За что прихожане храма во главе со своим теперь назначенным священником отцом Сергием (Коноревым) не раз высказывали ему свою самую тёплую благодарность.
«По молитвам матушки Мисаилы», — не единожды радостно вдыхают люди. А почему бы и нет? Ведь Зорино – место, где родилась и где всю жизнь прожила известная курская старица монахиня Мисаила. В приписном, когда-то «Скорбященском» храме, её крестили, о чём сохранилась архивная запись, сделанная священником. Там же она и венчалась с мужем своим Василием. Там же, где до сих пор находятся камни фундамента разрушенного храма, её и похоронили. Сюда не прекращается ныне поток верующих, жаждущих как и во время земной жизни старицы обрести или чудо исцеления, или найти ответы на мучающие вопросы, или просто обрести материнскую защиту своей издёрганной «дьявольской» суетой душе…
Ремонтировали молитвенный дом всем миром. В доме не было ни дверей, ни окон, ни света, ни пола. Ремонт был необходим капитальный. На него деньги нужны были. Собирали их, ходя по дворам. И люди давали. И не копейки. А работали безвозмездно, во славу Божию. Сделали. Первая праздничная служба была отслужена в молитвенном в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» на Пасху. Народу было – не протолкнуться…
Потом, как положено, провели собрание по избранию членов приходского совета. Выбрали и старосту, и казначея. Назначили, или, по-церковному, благословили, певчих на клирос. Матушку Людмилу и матушку Клавдию. В своё время эти женщины первыми пришли к отцу Сергию с предложением помочь. Они и красили, и белили, и окна с батюшкой вместе вставляли, и крышу над входом ремонтировали. А ведь обе уже не молоды – семьдесят почти.
- У меня дед псаломщиком был, — рассказывает матушка Людмила Ивановна Колупаева, — он меня ещё маленькой в храм водил. Но на том всё и закончилось. Отец был военным. В Отечественную погиб. Я как замуж вышла, так головы поднять не успевала. Всю жизнь за телятами ходила, без выходных и праздников. Трое детей, пятеро внуков. Хорошие все, не жалуюсь… А как мужа похоронила, вспомнила я о церкви, потянуло. Вначале в Беседино ездили, потом в Полевую. Там меня матушка Мария обучала церковному пению (а поёт Людмила Ивановна и в самом деле прекрасно, все службы знает -О.К.). Не знаю, как без Бога жить можно. Я иной раз соседок-то зову на службу, а они сидят на скамеечках, да соседям косточки перемывают… «Стоять долго, ноги болят…» А как вы хотели, чтобы от Бога что-то получить, так и потерпеть надо.
Слова матушки Людмилы подтверждают Евангельскую истину об узких вратах. И о том, что Царствие Божие трудом (или терпением) берётся. «Нудится», как пишется в синодальном переводе прошлого века.
Отец Сергий между тем рассказывает о процессе строительства настоящего храма — не всё же в общественной столовой угол снимать. Хотя там теперь и уютно, и красиво. Храм в честь иконы Богородицы «Всех скорбящих радость» воздвигается ныне почти на том же месте, где он был первоначально, недалеко от могилки монахини Мисаилы. Там теперь построена сень с крестом, и красивое обрамление окружает могилки её и её родных, также связавших жизнь с монашеством: монахини Александры, её невестки, и Матфея, её сына, тоже в своё время бывшего монахом Знаменского монастыря.
Уже завезли карельский лес на строительство, уже заливают фундамент. В самое ближайшее время начнут возводить стены… Строят, значит, нужен? Деньги дают, хотя их недостаёт. Значит, не всё поглотила «дьявольская суета», значит, душа просит ещё чего-то. И ведь находит… Просите и дастся, стучите и откроется. Многим знакомы и эти Евангельские строки. И не только на словах. Только вот почему в наших храмах почти не видать мужиков и вездесущей детворы, как в былое время?
- Будет, всё будет, — улыбается отец Сергий, и невольно удивляешься, какое у этого сельского батюшки молодое, тонкое, даже какое-то аристократическое лицо, — просто мужчины в силу своей психологии медленнее постигают церковные истины. Медленнее, но основательнее. Женщины – они больше на эмоциях…
Что тут спорить или сокрушаться. Главное, снова пришёл Свет в мир. Идёт, сметая истины ложные, радости, в которых, если разобраться, и радости-то нет… И «господин Комфорт», оказывается, не в силах заполнить пустоту неудовлетворённости в наших истерзанных, заплутавшихся душах… А на земле золотыми цветами расцветают Божии храмы, и зовёт, зовёт радостным обещанием колокольный звон, и бабушки в белых платочках мелькают средь зелёных полей нашей родной православной земли.
Ольга Конорева.
Приход сельского молитвенного дома в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» в селе Барышниково всегда будет рад видеть вас на богослужении и будет бесконечно благодарен, если вы окажете также и посильную денежную помощь на строительство храма в селе Зорино или, по-современному говоря, в Муравлёво, рядом с местом, где покоится ныне наша курская молитвенница, монахиня Мисаи