Родина величайших святых не оказалась бесплодной. Курская старица Мисаила была тем человеком, которого Господь нашел на этой земле, давшей миру препод. Феодосия Киево-Печерского, святителя Иоасафа Белгородского, преп.Серафима Саровского – всея России чудотворца и молитвенника за весь мир.
Кто из православных не знает ныне о блаженной матушке Матроне Московской. Но мало кто знает пока о другой матушке Матроне – в миру Матроне Гавриловне Зориной, в монашеском постриге – Мисаиле, прожившей на нашей Курской земле 103 года. А ведь она тоже была помощницей и утешительницей всем к ней приходящим.
Будущая монахиня Мисаила родилась 6/19 ноября 1850 года в селе Муравлёво (Зорино) Бесединского уезда Курской губернии. Фамилия ее родителей была Гранкины; сведений о них не сохранилось, но, по воспоминаниям близких, происходили они из старого обедневшего дворянского рода и оставили детям в наследство две десятины земли. Когда маленькой Матроне было три года, а ее старшей сестре – шесть лет, родители умерли, оставив девочек сиротками. По решению местной власти (скорее всего – крестьянского схода) двух сироток каждый двор села Муравлёво должен был брать к себе на содержание на одни сутки. Можно понять, какое это было страшное детство. Сестра Матроны вскоре умерла, а она так и скиталась по чужим дворам до семнадцати лет.
А в семнадцать лет, по решению все тех же местных властей, Матрону выдали замуж за Василия Зорина. Он был молод, красив и богат, но, к несчастью, совсем недавно стал инвалидом.
Невеста отказала ему, свадьба не состоялась, и тогда его женили на Матроне Гранкиной. Всю свою обиду и душевную боль он стал вымещать на беззащитной сироте.
Она не имела права зайти в дом, если ее не позовут, летом спала в сенях или в сарае, зимой – на кухне. Матрона не могла даже помолиться в доме, она молилась и клала поклоны, когда спускалась в погреб. Вся тяжелая работа в хозяйстве лежала на ее плечах.
После смерти мужа, в тридцать два года, имея трехлетнего сына, Матрона Гавриловна решила уйти в монастырь. Вместе со знакомой девушкой они отправились пешком на поклонение святым местам в Киев, а из Киева в Одессу. Добравшись до Иерусалима, девушка, бывшая с Матроной, осталась в монастыре. А к матушке во время освящения воды на реке Иордане, стоящей позади всех молящихся, подошел монах и подал камешек с того места, где во время Крещения стоял Сам Спаситель, и шапочку какого-то святого и сказал ей: «Возьми, тебе это пригодится». А потом во сне она видела, как ее заливает водой и голос говорит: «Вернись на родину, ты там нужна». Вдвоем со священником они дома молились о вразумлении, но сон повторялся трижды, причем в первый раз вода заливала ноги, в следующий раз была по пояс, в третий – закрывала и шею. Она вернулась. В тридцать пять лет Матрона Гавриловна заболела, чем и как долго, она не помнила, но только пришла в сознание уже в гробу, как будто от взрыва. Псаломщик, читавший псалтырь, сбежал, а она увидела в святом углу, как бы в облаке, Божию Матерь «Троеручницу». Пресвятая Богородица обратилась к матушке: «Милая моя, много ты перестрадала, много ты претерпела, а теперь, где ты будешь, там и Я буду, где твоя нога ступит, там и Моя будет». Она получила от Божией Матери дар прозорливости, дар исцеления больных молитвами и особенный дар – давать исчерпывающий совет в трудные для человека минуты. Матушка продолжала поддерживать связь с Иерусалимом, после ее «пробуждения от смерти» неоднократно приезжали из Святой земли. Иерусалимский монах вскоре привез икону Божией Матери «Троеручницу», которая явилась ей после пробуждения. И тогда Матрона Гавриловна приняла монашество. Сейчас эта икона находится в церкви села Колодного (Колодное). Связь со старцами Глинской пустыни была постоянной. В 1929 году арестовали сына и начались новые скитания. В одном доме она ночевала, в другом – днем отдыхала, утром и вечером молилась в церкви. И только в 1937 году ей разрешили построить домик, в котором и принимала людей, приходивших и приезжавших отовсюду. Сколько было у матушки народа, и у каждого свое горе…
Да, на Руси веками мерилом всей жизни, её идеалом считалась жизнь высокодуховная – монашеская. Старцы были советниками по основным жизненным вопросам, а не знахари, экстрасенсы и гадалки. Жития Святых были настольным чтением русских людей, и на их святых примерах утверждалась вера православная.
Матушка Мисаила отошла ко Господу 3/16 декабря 1953 года, в возрасте 103 лет. Она умерла, как и жила: тихо, спокойно, никому не причиняя хлопот.
Ее могила – близ алтаря разрушенного храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» в селе Муравлёво (Зорино).
Как и при жизни, люди идут за помощью и поддержкой к месту ее упокоения, и она помогает до сих пор.
В 2002 году вышла небольшая книга о матушке "Жизнеописание старицы Мисаилы", которая, верим, послужит началу прославления угодницы Божией, прожившей 103 года на Курской земле (выпущенной издательством «Отчий дом»), а ныне живущим послужит пособием для покаяния.
Сама Царица Небесная призрела эту жизнь и прославила женщину, ставшую спасением для многих душ человеческих в тяжкие годины земли нашей. С ранних лет готовился этот сосуд Благодати Божией для служения людям, с шести лет началось введение девочки Матроны в самую глубину народной жизни. Будущий светильник должен был знать досконально душу народную и претерпеть уничижения, кои и выдержать-то может разве лишь русская душа. Эта жизнь – тайна, сокрытая от нас. В тридцать два года чаша страданий испита до дна, больше нельзя, была смерть, и было «Воскресение» для вечной любви еще здесь, на земле. Счастлив был тот, кто при жизни знал о ней и среди страшных потрясений ХХ века смог осознать через неё волю Божию. Людей, оторванных от веры отцов, ждал совет старицы, вразумляющий сразу или потом. И сколько людей сохранили себя, послушав человека Божьего. Среди людских страданий был поставлен светильник, дабы уцелели овечки Христовы, не заблудились бы во мраке тех лет, когда храмов и монастырей не было. А как трудно было и есть вразумить заблудившегося человека, попробуй коснуться его сердца, и сможешь ли ты это сделать! Как будто сама Матерь Божия давала уроки жизни обманутым своим детям через рабу Божию монахиню Мисаилу, в миру Матрону Гавриловну, и они учились самой трудной науке – спасению бессмертной души своей по Небесной педагогике.
Даже сейчас люди не понимают, кем была матушка, как она могла жить в то время (когда забирали за газету, свернутую по портрету вождей, когда люди боялись носить крестик), среди народа, высоко держа знамя православной веры, имея дух Иерусалимской земли, имея дух Святых Глинской пустыни, этой выдающейся в мире цитадели монашеского духа, давшего миру великих старцев. Серафим Амелин – ныне прославленный Святой – тесно был связан с матушкой. Великие столпы православия – глинские старцы – уходя в рассеяние, уходя на Голгофу – передали эстафету матушке Мисаиле. Духовная преемственность была передана живому храму Божьему, разрушенное и поруганное там перешло к ней. Духом она была из тех, на ком держалась Россия.
Долетели до нас на 9-й день преставления старца Ипполита (г. Рыльск), ушедшего от нас в один день, почитай, с матушкой, на великомученицу Варвару, слова ее, сказанные более полувека назад: «К кому же нам обращаться после Вас?» – спросили старицу. «Подождите, – говорит. – Сережка-гармонист с армии придет, всю Курскую область на себе держать будет». Сергеем звали будущего афонского старца Ипполита, присланного из самого удела Божией Матери к погибающим овцам родины своей. Послан был реставрировать разрушенные атеизмом души наши, дабы смогли отличить люди и в наше лукавое время пшеницу от плевел и понять то главное, к чему мы должны устремлять оставшиеся жизненные силы. Правда-то она дороже всего, её-то носил в себе старец, простотой несказанной прикрывающий святость и величие души.
Данная статья опубликована №04(106) православной народной газеты "Русь Державная" (2003 год) и размещена на сайте www.rusderjavnaya.info