Внешний вид церкви, увенчанной массивным куполом, служит прообразом человеческого тела, которое, как говорится в Священном Писании, "храм Бога живаго". Вероятно, поэтому и в чине великого освящения храма над ним совершаются действия сродни тем, что осуществляются над людьми при таинствах Крещения и Миропомазания. Подобно каждому из нас, церковь располагает и своей судьбой, правда, будет ли она счастливой, зависит от тех людей, что встретятся на ее пути. Минувшая неделя ознаменовалась освящением в Курской области двух храмов. Кстати, событие это могло и не состояться, если бы не старания неравнодушных православных христиан.

Чудо в Шуклинке

В начале января 2003 года с благословения владыки Ювеналия в деревню Шуклинку Курского района нашей области была направлена монахиня Серафима Коноваленко для восстановления в населенном пункте скита Александро-Невского женского монастыря и храма при нем.

Обитель на тот момент являла собой жалкое зрелище - пустырь, заваленный строительным мусором, обезображенные руины храма Александра Невского да три деревянных домика в аварийном состоянии, когда-то принадлежавшие скиту. Кстати, земля, на которой находились строения, была собственностью завода "Счетмаш". По ходатайству владыки матушка Серафима взяла в аренду на 49 лет вышеуказанный участок, с тех пор и стали происходить события, полностью изменившие судьбу обители Александра Невского к лучшему.

Из сухих архивных справок удалось монахине Серафиме узнать о том, каким скит был прежде, а также о том, что пришлось пережить монахиням во времена его закрытия.

В 1883 году Дмитрий Сазонов, курский купец, оставил женскому монастырю 20 десятин земли в семи верстах от города Курска, на которой заботами настоятельницы игуменьи Софии в 1890 году была выстроена каменная холодная церковь в память избавления императора Александра III и его семьи от грозившей им опасности при крушении поезда 17 октября 1888 года. Именно поэтому церковь была освящена во имя святого благоверного князя Александра Невского, небесного покровителя самодержца.

Позже в ските появились еще каменные корпуса для монахинь, смотрительницы и приезжающих на службы священников, также была устроена богадельня для десяти престарелых сестер.

После революции монастырь закрыли, передав храм Александра Невского на нужды деревни, с монахинь, занимающих кельи, стали брать арендную плату за свое же жилье, а потом и вовсе выселили женщин на чердаки, поместив в их домах дачников.

Специальная комиссия, закрывавшая обитель, изъяла не только монастырское имущество, но и личные вещи бедных сестер. Документы подтверждают, что скит был уничтожен в 1937 году, последним из всех монастырей  Курской губернии.

Кстати, когда матушка Серафима начала восстановление, ее нашли родственники последней игуменьи обители Антонии Гадяцкой и подарили платок монахини новой начальнице скита.

Шли годы, обитель потихонечку приводилась в порядок, и по Божьему промыслу матушка Серафима Коноваленко познакомилась с Валентином Барышевым, ветераном Великой Отечественной войны, полковником, кавалером Ордена святого Алексанра Невского, возглавляющим секцию кавалеров этого Ордена в Курской области. Валентин Степанович зажегся идеей восстановить шуклинский храм и пошел просить помощи у чиновников, руководителей строительных организаций, владельцев предприятий и фирм, ветеран дошел даже до Бориса Грызлова.

И не везде Валентина Барышева понимали и принимали, но он шел, зная одно:"Стучите и вам откроют". В июле 2007 года Валентин Степанович обратился к Алексану Коштояну, директору строительной компании "Эльдекор XXI", и дело сдвинулось с мертвой точки.

- Когда я увидел этого легендарного человека, у которого вся грудь в орденах и медалях, - рассказал Алексан Дереникович, - и выслушал его просьбу, то тут же выехал в Шуклинку. Я понял, что просто не могу остаться в стороне, ведь я считаю Александра Невского и своим небесным покровителем.

По словам Юрия Яковлева, главного инженера "Эльдекор XXI", обследовав состояние храма, он испугался, что не справится с поставленной задачей, но с Божьей помощью трудности удалось преодолеть.

Работа была проделана колоссальная! Строители укрепили фундамент церкви, потому что он уже начал осыпаться, потом убрали бревна, которые служили перекрытиями для второго этажа, когда храм превратили в школу, восстановили казалось бы безнадежно разрушенную колокольню, купили и привезли колокола, сделали новую, обшитую железом кровлю, подвели свет и отопление, причем для строительства использовали самые качественные материалы. Немало труда было потрачено также на внутреннюю отделку, но результат стоит потраченных сил и средств!

- Мы здесь крестили моего правнука Ванечку, когда восстановление церкви только началось, - говорит Людмила Лезина, жительница Шуклинки, - и мы с ним наблюдали, как прямо на глазах у нас происходит чудо ее возрождения.

Освящение и первая литургия, совершенные и отслуженные владыкой Германом в восстановленном храме, стали праздником души для селян. Настоящим чудом явилось и то, что в него Александром Брыксиным, депутатом Госдумы, была привезена частичка мощей святого Александра Невского.

В благодарность за труды владыка Герман вручил матушке Серафиме и Валентину Барышеву архиерейскую знаменскую медаль. Благодарил ветерана и Александр Михайлов, губернатор Курской области, посетивший открытие святыни.

- Я так боялся не дожить до этого дня, - рассказывал Валентин Степанович, - и слава Богу за то, что он мне дал возможность увидеть этот храм возрожденным!

Радость в Муравлево

История второго храма, освященного несколькими днями позже, также полна интересных событий и судьбоносных встреч. На страницах нашей газеты мы писали о монахине матушке Мисаиле, в миру - Матроне Зориной. Своей праведной жизнью и верой матушка угодила Богу, и Господь открыл ей дар прозорливости, совета, молитвенной помощи людям. Со всех уголков нашей страны к ней приезжали страждущие, писали матушке письма, и никто не оставался без ответа, утешения, доброго и мудрого совета. Перед смертью матушка Мисаила сказала: "Приходите ко мне на могилу - я услышу все ваши скорби и помогу".

Матрона Гавриловна, как ее уважительно звали односельчане, жители сел Муравлево и Зорино, что находятся в Курском районе нашей области, часто посещала деревянный храм, построенный в XIX веке и освященный в честь иконы Божией Матери "Всех скорбящих радость".

Он неразрывно был связан с судьбой матушки - здесь Матрону крестили, потом отпевали ее родителей, в нем она венчалась со своим мужем Василием Зориным. В этой же церкви у монахини Мисаилы было свое место для молитвы, здесь произошло с ней чудо, когда она очнулась от чудесного сна, в котором матушка видела Божью Матерь, и Та поведала ей многое о тайнах Божьих. В Скорбященскую церковь монахиня Мисаила пожертвовала свою икону Божьей Матери "Троеручица", которую ей привезли в дар из Иерусалима (после смерти своего супруга Матрона совершила паломничество в Святую Землю пешком).

После революции 1917 года для храма наступили трудные времена. В 1937 году его вовсе закрыли и разрушили, буквально разобрав по бревнышку весь сруб святыни, а сделан он был из дубового дерева, и использовали для строительства колхозного дома.

Последним священнослужителем Скорбященской церкви села Муравлево в эпоху гонений на Церковь был священник Леонид Угревицкий, приговоренный к расстрелу НКВД в 1937 году по обвинению в контрреволюционной деятельности.

Иконы и прочее церковное имущество описали, пронумеровали и отвезли в Знаменский храм села Колодное.

Как рассказала в своей книге внучка матушки Мисаилы Людмила Соколова, по промыслу Божьему Матрону Гавриловну похоронили на том месте, где раньше был алтарь храма "Всех скорбящих радость". Рассказала Людмила Матвеевна и о том, что ее бабушка неоднократно говорила - церковь обязательно восстановят.

Около шести лет назад с помощью священника Сергея Конорева, настоятеля молитвенного дома села Барышниково, на могиле матушки Мисаилы начали служиться панихиды, и вновь потянулся поток людей в "место ценное-драгоценное", как называла его сама Матрона Гавриловна, за помощью к матушке.

Среди паломников нашлись состоятельные жертвователи, да и просто неравнодушные люди, благодаря чему святое место, связанное с матушкой Мисаилой, стало заметно преображаться - над могилой матушки была возведена часовня в форме кованой сени, поставлен крест, сделана новая лестница к святому источнику, находящемуся неподалеку от кладбища, более того, год назад на нем возвели часовню в честь иконы Божией Матери "Живоносный источник" с купелью для чина омовения.

А самое главное - два года назад был построен храм в честь иконы Божией Матери "Всех скорбящих радость", возрождение которого матушка Мисаила предрекла еще в пятидесятых годах прошлого столетия!

- Храм тоже деревянный, правда, выполнен из хвойных пород дерева, - рассказывает отец Сергий, настоятель церкви "Всех скорбящих радость", - и пусть он значительно меньше по площади, чем был тот, что разрушили, но прихожан это не расстраивает. В церкви устроен новый деревянный иконостас, все образы написаны в "каноне", есть место и для хора на втором этаже. Одним нашим благотворителем из Москвы в здании было сделано электрическое отопление, замечу, что утепляли строение старым способом - при помощи забивания щелей паклей. Кроме того, в прошлом году мы построили во дворе церковную лавку, что позволило освободить дополнительную площадь для прихожан в самой церкви. Не забыли и о прихрамовой территории - посадили цветы, поставили скамейки. С открытием новой церкви началась и приходская жизнь. На приходе проводятся духовные концерты, совершаются паломнические поездки к могиле монахини Мисаилы.

Из молитвенного дома села Барышниково в новый храм принесли антиминс и с нетерпением ждали дня освящения церкви.

- Это незабываемый день для нашего прихода, - замечает иерей Сергей Конорев, - потому что храм сегодня обрел престол, и после священнодействий, которые были совершены над ним, он, построенный человеческими руками из дерева, обрел дух жизни, стал вместилищем святыни.

Надежда ГЛАЗКОВА

(Газета "Курск", №26 от 27.06.2012)