Поиск по сайту

Сложные времена наступили на святой русской земле. Разрушены исконно русские духовные ценности, искажена и мало почитается ее многовековая история. Научный прогресс и, насильственно внедряемый, западный образ жизни не делает нас духовно и физически счастливыми, здоровыми. Однако, именно это неспокойное и тревожное время катаклизмов, войн и катастроф еще больше заставляет нас искать Истину и опору из духовных истоков на своей родной земле. Такими источниками Истины являются наши духовные молитвенники и предстатели за русскую землю.[3]

Среди них мы находим наших земляков из курского края, который также являет нам своих подвижников – это почитаемая курская старица монахиня Мисаила (Зорина). В жизни многих людских судеб она сыграла важную роль «духовной матери» и наставницы. Очень уважаемо и почитаемо было имя матушки среди русского народа, ее ласково называли Матронушка или просто Матрона Гавриловна. Духовный авторитет матушка имела и среди духовенства. Священник Михаил Халин особенно, как-то по-своему, почтительно относился к ней. Сегодня о нем и пойдет речь в моем докладе.

Михаил Никанорович Халин родился в 1882 году в д. Полевая Курского уезда. Крестили его в честь прп. Михаила Клопского, память которого совершается 24 января  (н. ст.). До революции семья Халиных занималась коневодством, у каждого члена семьи были свои обязанности. Доподлинно известно, что Михаил Халин был хорошим плотником, столяром, пчеловодом и колесником, он очень искусно делал колеса для всех телег. В то время в деревне это ремесло очень уважали.

Во время коллективизации семью Халиных раскулачили и сослали в Сибирь. Там глава семейства Никанор заболел и умер, а его жена и дети, получив от властей разрешение на выезд, вернулись не в Курскую область, а уехали в Таганрог к дальним родственникам. [9]

Однажды Михаил стоял на берегу Азовского моря, и ему было послано от Бога откровение. После него он осознал, что должен вернуться  в Курскую область и стать священником. В каком году Михаил Халин вернулся на  родину  - неизвестно, и кто из курских архиереев рукополагал Михаила в сан священника  тоже неизвестно.  Дело священника Михаила Халина в архиве Курской епархии, видимо, тоже было утеряно.  Но, изучая жизнь курской старицы монахини Мисаилы (Зориной), мы заинтересовались личностью священника, т. к. он был почитаем и уважаем самой матушкой. Восстановить биографию отца Михаила помогли его родственники,  до сих пор проживающие в д. Полевая, и воспоминания внучки монахини Мисаилы – Соколовой Людмилы Матвеевны.

Внук отца Михаила, Алексей рассказывал, что именно Курская епархия направила его село Бунино Солнцевского района, где он стал настоятелем прихода, все церкви в округе были разорены и разрушены.  В селе Бунино церковь в 1936 году сожжена неизвестными людьми. Священник Михаил, после назначения, не стал отчаиваться, а взялся за дело. Имея плотницкое мастерство, он построил Троицкую церковь в селе Бунино. Об этом нам свидетельствуют прошения церковного совета с. Бунино на имя управляющего делами Московской Патриархии от 4 июля 1962 года из дела Троицкого храма. (Архив Курской епархии). [8]

В 1946 году отец Михаил служил уже в новом храме, среди прихожан он пользовался большим уважением. Об этом свидетельствует информационный доклад за 1 квартал 1947 года уполномоченного по делам РПЦ при Курском облисполкоме Ефремова.  Цитирую: «…наряду с этим есть, конечно, незначительное количество священников, пользующихся уважением своих  прихожан… Таким является настоятель церкви села Бунино Солнцевского района – Халин…»[5]

 Мы также черпаем информацию из другого доклада за 3 квартал 1950 года уполномоченного по делам РПЦ Володина о случаях недоразумений между священниками в связи с обслуживанием приходов. Из всего этого делаем вывод, что уважение к отцу Михаилу было и за пределами  прихода Бунинской церкви, когда жители других сел приглашали батюшку в свои дома для совершения треб. [6]

Внучка священника вспоминает, что у деда был настолько красивый голос, и он настолько ответственно и трепетно относился к богослужениям, что люди буквально замирали и плакали от благоговения, когда он служил.  На богослужения в Бунино отец Михаил ходил пешком, его путь лежал через д. Муравлево, где проживала монахиня Мисаила, и он каждый раз к ней заходил. [9]

В 1937 году монахине Мисаиле разрешили построить домик и возвратиться в д. Муравлево. «… Сохранилось письмо матушки Мисаилы моему отцу, - вспоминает Людмила Соколова (внучка матушки), - «… хочу с помощью Божией и с помощью бунинского священника отца Михаила построить себе домик хоть с одним окошком.  Надоело мне скитаться по людям…» Священник Михаил вместе с псаломщиком Максимом, закупив два старых амбара, поставили сруб, но сделали только «кухоньку». В этом помещении монахиня прожила вплоть до своей кончины. Окружала ее незамысловатая мебель, сделанная руками батюшки: столик, скамья для посетителей, табуретка. Отец Михаил был своим человеком в семье и относился к старице с большим уважением. Рассказывая о скромном быте монахини Мисаилы, Людмила Соколова сетовала, что той нечего было постелить людям на ночь, и отец Михаил подкладывал под голову березовое полено. «В кухоньке у нее было очень скромно: столик в уголке, сделанный отцом Михаилом. Доска широкая от печки до противоположной стены, на ней спал, когда приезжал отец Михаил…». Здесь в «кухоньке» отец Михаил служил молебны с акафистами, и  матушка вместе с ним молилась. Очень она любила слушать акафист свят. Иоасафу  Белгородскому. Для самого же батюшки монахиня Мисаила была духовной наставницей. Матушка даже завещала ему отпевать ее после кончины. [1,4,7]

16 декабря 1953 года отошла ко Господу монахиня Мисаила, и батюшка исполнил ее завет. Спустя некоторое время скончалась и супруга отца Михаила – матушка Анна. После всех этих событий батюшка стал вести более аскетический образ жизни. Он поселился в селе Бунино в собственном доме, где занимался, в основном, пасекой. Захарова Анна Ивановна и титорша Рослякова Прасковья помогали ему в богослужениях. В этот период своей жизни отец Михаил указом Святейшего Патриарха Алексия Iбыл возведен в сан протоиерея. [9,10]

Батюшка очень болел, у него была онкология. Врачи предложили ему сделать операцию, но он категорически отказался, говоря, что это ему дано по грехам молодости, и этот крест следует претерпеть до конца.

Захарова Анна Ивановна ухаживала за отцом Михаилом до самой его смерти. Скончался священник Михаил Халин 18 апреля 1962 года в возрасте 80 лет, отпевали его в Троицком храме, который он же построил и прослужил в нем более 20 лет. Погребен батюшка слева от алтаря храма. [9,10]

Память об отце Михаиле до сих пор хранят в своих сердцах престарелые прихожане Троицкого храма, вспоминая о нем как о добром и отзывчивом пастыре. Батюшку Михаила Никаноровича Халина путают с другим священником Михаилом Халиным (только Константиновичем), который служил в с. Орлянка Солнцевского района и являлся родным дядей архимандрита Ипполита (Халина) – настоятеля Рыльского Свято – Николаевского мужского монастыря. Семья же бунинского священника тоже состояла в родстве, только дальнем, с батюшкой Ипполитом (Халиным).  Дарья, жена брата отца Михаила Ивана (погибшего в 1-ую мировую войну), часто говорила людям: « А вы знаете, что наш Сережа на Афоне?» Речь шла об отце Ипполите.

После смерти отца Михаила в приход Бунинской церкви долго не назначали настоятеля. Церковный совет засыпал канцелярию епархии прошениями о назначении им священника. Но владыка Леонид не спешил с указом о назначении. Прихожане стали писать письма на имя Святейшего Патриарха Алексия, где выражали глубокую свою любовь к погибшему отцу Михаилу и просьбу не оставить их «сиротами». [2,8]

Вот такой был добрый пастырь отец Михаил, готовый пасти овцы своя, ни как наемник, а как истинный слуга Бога Всевышнего!

Источники.

1. Соколова Л.М. По молитвам бабушки. (Воспоминания внучки курской старицы Мисаилы). / Л. М. Соколова. – М.: «Отчий дом». 2004.

2. Газета «Курские известия» № 46 (344) 18.11.2014.

3. http://www.misaila.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=281:-l-r-l-r-&catid=1:2010-08-21-18-15-26&Itemid=2

4. Муравлев Е. И. Схимонахиня Мисаила. (Воспоминания о курской молитвеннице и подвижнице. Приложение к православной газете «Благовест» №5 (17). Е. И. Муравлев – Самара: «Лампада». 2000.

5. Информационный доклад за 1 кв.1947 г. председателю совета по делам РПЦ при Совете министров СССР, ГАКО Ф. Р-5027, оп. 1, Д. 15, Л. 45.

6. Информационный доклад о работе уполномоченного Володина по Курской области за 3 кв. 1950 г. в Совет по делам РПЦ Совета Министров СССР, ГАКО Ф.Р-5027, оп. 2. Д. 4. Л. 116.

7. Сурова С. Ф. Жизнеописание старицы Мисаилы. М.: «Отчий дом». 2002.

8. Дело Троицкой Церкви с. Бунино Солнцевского района. (Архив Курской Епархии).

9. Воспоминания Анны Георгиевны Гуторовой (Халиной), внучки отца Михаила Халина. (Материалы о монахине Мисаиле (Матрона Гавриловна Зорина/Гранкина) ЦМКККО Д. 5. Л. 1.

10. Сборник о священнослужителях Солнцевского благочиния Щигровской Епархии.