Поиск по сайту

Даты 19 ноября и 16 декабря для деревни Муравлёво Курского района уже давно являются праздниками. А всё потому, что связаны со старицей матушкой Мисаилой (урождённой Матрёной Гавриловной Зориной). 19 ноября – день рождения матушки, 16 декабря – день преставления.

 
«Приходите ко мне»

В этом году исполнится 69 лет с тех пор, как Господь призвал матушку Мисаилу к Себе. Перед смертью она завещала, чтобы все приходили к ней на могилку и как живой рассказывали о своих бедах, а она непременно услышит и поможет, как это делала большую часть своей жизни. С каждым годом поток страждущих в Муравлёво, где похоронена старица, не просто не иссякает, а становится всё больше!

Как и прежде, девушки делятся с матушкой чаяниями о женихах, бездетные пары – своими никак не сбывающимися мечтами стать родителями, страдающие от болезней так надеются на исцеление…

С началом СВО в «место ценное драгоценное», как называла его матушка Мисаила, стали приезжать матери и жёны российских офицеров и солдат. Что тоже неслучайно, так как в Великую Отечественную войну матушка Мисаила принимала и утешала сотни женщин – жён и матерей, сестёр и дочерей, молилась о живых и погибших бойцах, о пропавших без вести, чтобы поскорее вернулись домой, жалела и согревала своей любовью осиротевших ребятишек.

Накануне дня преставления старицы делимся воспоминаниями о том, как матушка Мисаила помогала людям в годы Великой Отечественной войны.

 
Знала задолго до её начала

В книге «Сердца утешающая» её автор Светлана Борисова пишет о войне и матушке: «Войну старица Мисаила предсказала задолго до её начала. Первые намёки на неё зазвучали в её словах ещё в начале 1930-х годов, когда внук Владимир решил поступать в институт. Родные удивлялись, почему бабушка его не благословила. Он закончил Харьковский гидрометеорологический институт, но чтобы содержать себя материально в период учёбы, много и тяжело работал. Однако трудиться по специальности Владимиру Зорину выпало всего четыре неполных месяца – в 1939 г. его призвали на действительную службу. С июля 1942 г. он – командир роты в действующей армии, а через месяц молодой человек погиб при обороне Сталинграда. Старица, видимо, ещё в 1933 г. знала и о войне, и о судьбе внука и жалела его.

В 1937 г., строя свою маленькую кухоньку, монахиня Мисаила поставила сруб дома. Люди удивлялись, зачем он ей одной, и кухоньки, мол0 хватит. Она отвечала: «Сыночку пригодится». А Матвей Васильевич, пытавшийся устроить жизнь семьи вдали от Муравлёво и получивший от Харьковского тракторного завода участок земли, в 1939 г. просил благословение на строительство жилья. Матушка ответ дала через внучек: «А сыночку передайте, что совета строить дом не даю, но воли не отнимаю; а если построит, то никто в нём жить не будет. Скоро вы все сюда приедете. Откроются церкви и монастыри». Родные были удивлены, возвращение семьи в Муравлёво после столь трагических событий – раскулачивания, ссылки Матвея Васильевича, скитаний в Курске по чужим домам самой старицы – тогда казалось маловероятным, что уж говорить об открытии храмов в один из самых активных этапов гонений на священнослужителей и церковь! Однако, узнав из уст матери Божью волю, сын строить дом не стал. Семья действительно собралась в Муравлёво, когда началась война. Немцы открыли многие храмы, начала действовать Глинская пустынь, на короткий период на легальное положение перешёл Курский Свято-Троицкий женский монастырь».
 

«Деточка, немцы побегут!»

Тревога, безмерное людское горе и страдания заставили старицу в утешение рассказывать в первые годы войны и о грядущих событиях: «Тяжёлое время начала войны. Русские отступали, уставшие, павшие духом, фактически безоружные под напором вооружённой до зубов немецкой армии. А она им: «Миленькие, мы победим!» – «Бабушка, как победим, мы уже уходим за Воронеж?!» – «Деточка, немцы побегут, портки будут терять». В её словах была такая уверенность, что люди этой верой жили. Красноармейцы ночевали, прижавшись друг к другу, в её маленькой кухоньке, большую часть которой занимала русская печь, на которой спали она и её внучка Рита. Естественно, спрашивали её солдатики о своем будущем, останутся ли в живых. «Матушка в ответ кому давала крестик, а кому – часть просфоры». А позже, когда красноармейцы уходили, старица оплакивала некоторых из них… Конечно, волновал бойцов исход войны. «Бабушка находила слова поддержки в силу данного ей чудного дара: «О, непутёвые, мы победим, у Бога всего много», – вспоминала её внучка Рита».


«И дала молитву «Святый Боже»

В свидетельствах очевидцев, связанных с войной, наиболее часто мы встречаем напоминания старицы о необходимости молиться. Она советовала это солдатским матерям и жёнам, приходившим узнавать о судьбах мужей, и даже детям. «Когда отец был на фронте, я со своей мамой приходила к матушке за советом, – вспоминала Александра Коровина из д. Хвостово. - Она говорила, что за него необходимо усиленно молиться и детей заставлять. Папа с фронта вернулся живой».

Анастасия Ивановна Гуторова тоже ходила к матушке, когда сын ушёл на войну. «Переживала… поскольку от него долго не было вестей. Монахиня Мисаила успокоила женщину, сказав, что он жив, что скоро придёт домой. А что вестей не было, так это после тяжёлого боя. Все воины полегли, только её сын остался в живых – «пуля летела, его не тронула, поскольку ты в это время перед Божией Матерью на коленях стояла».

Анна Фазулина приходила спрашивать старицу об отце. «Матушка ответила, что жив, живёт хорошо, скоро получим от него известие и уедем к нему… повернулась ко мне и сказала: «Не знаешь ни одной молитвы. Придет врёмя, и ты узнаешь молитвы, и тебя Господь будет хранить». И дала мне молитву «Святый Боже».

 
«Сынок, ты молодой, перепрыгнешь!»

Удивительная история произошла во время войны с Иваном, мужем Клавдии Деминой из д. Букреевки Курского района. Сама Клавдия Ивановна обращалась к матушке Мисаиле за советом и помощью с 15 лет, мужу она об этом, конечно, рассказывала, но до войны тот матушку ни разу не видел. Накануне тяжёлого боя на Курской дуге он обратился мысленно к матушке и спросил, что будет с ним в бою. Старица явилась ему во сне. Вот как описывает этот сон со слов мужа Клавдия Демина: «Вроде бы он бежит, а перед ним проваливается мост. А ему матушка говорит: «Сынок, прыгай, ты молодой, перепрыгнешь». Он прыгнул и повис на одной стороне разбитого моста. Утром в бою он был ранен, но остался жив, хотя до самой смерти в 1993 году ходил с костылём». Клавдия Ивановна рассказывала, что бой был страшный и в нём полегли многие товарищи её мужа.

 
«Я приехала к Вам наконец-то»

Поистине уникальный случай о том, как матушка Мисаила связала прошлое и настоящее, произошёл с жительницей Солнцевского района Галиной Кирилловной Семеновой. Вот её воспоминание:

«Во время войны мне было 10 лет. Мы, ребятишки, пасли гусей в поле. Я с девочками играла в камешки, а мальчишки неподалёку тоже бегали, прыгали, что-то кричали. Как оказалось, они нашли мину и крутили её. В руках у самого маленького мальчика она зашипела. Мальчишки испугались и закричали ему: «Убегай!». Ребёнок направился к нам с миной в руках и рухнул на нас. Братик умер сразу, сестра – чуть позже от кровопотери на операционном столе. У меня – платье моё было всё в крови и в клочья, но раны не опасные. Три дня я пролежала в больнице. Когда похоронили брата и сестру, маме стало плохо с головой. Она кричала, плакала, теряла сознание. Приступы помешательства обострялись, когда она видела что-то красное, напоминающее цвет крови. А нас ещё трое у мамы осталось – я и две сестрёнки. И женщина одна говорит: «Поедем, отвезём её к матушке Мисаиле».

Когда зашли к ней, мама сразу заплакала и рассказала о погибших брате и сестре. А матушка Мисаила ей ответила: «Не плачь, ты их утопила в слезах. Плакать нельзя, ни в коем случае нельзя». Стала петь молитвы и мама успокоилась». После посещения старицы мама Галины постепенно стала поправляться. Она вырастила и поставила на ноги трёх дочерей и дожила до 82 лет.

А перед уходом женщина спросила: «Матушка, мне пришло известие, что муж пропал без вести. Я не знаю, как молиться за него, как за живого или как за усопшего». А матушка ответила: «Живой твой муж, живой, ему сейчас весело. Бог детей вам поровну поделил». И ещё добавила: «Девочку, что одна живой осталась (речь шла о Галине), ко мне привезите».

«До мамы только потом дошло: у них с папой ещё до войны один из ребятишек, мальчик, умер, а потом братик с сестричкой на мине подорвались, – продолжает рассказ Галина Кирилловна. – Трое. И у неё нас тоже трое осталось. Ну мама и поняла, что погиб мой папа. А жив потому, что у Бога все живы. После поездки к матушке она поправилась, а меня так и не отвезли – некогда было».

Прошли годы. Как-то зимой, мороз был очень страшный, внучка пришла из школы и говорит, что учительница по православию рассказала им о матушке Мисаиле. Тут Галина Семёновна поняла: «Эта матушка просила меня к ней привезти». И рассказала семье свою историю. Сын, несмотря на мороз, посадил их с внучкой в машину и привёз на могилку к матушке! «Помолились, и я сказала: «Матушка Мисаила, я приехала к Вам наконец-то!». И с тех пор для моей семьи матушка Мисаила свой близкий человек!» – поделилась Галина Семенова.

И это не единственный случай, когда монахиня Мисаила даже через десятки лет приводит к себе потомков тех, кого когда-то коснулась её молитвенная помощь, а значит, приводит к вере. И никого не оставляет без утешения, молитвы и своего предстательства перед Богом!

Татьяна Смирнова (Курские Известия)

«Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я заповедал Вам…»
(Мф. 28, 19-20)


Крещение есть Таинство, в котором верующий при троекратном погружении в воду, с призыванием Бога Отца, и Сына, и Святаго Духа, умирает для жизни плотской, греховной, и возрождается от Духа Святаго в жизнь духовную, святую. Человек перестает жить для себя и начинает жить для Христа, обретая в этом полноту жизни.
Таинство Крещения установил Сам Господь наш Иисус Христос. Он освятил Крещение Своим собственным примером, крестившись у Иоанна.
Крещение необходимо каждому, кто желает быть членом Церкви Христовой. «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие», - сказал Господь (Ин. 3,5).
Для принятия Крещения необходимы вера и покаяние.
 
Православная Церковь крестит младенцев по вере их родителей и восприемников. Для этого и бывают при Крещении восприемники, чтобы поручиться перед Церковью за крещаемого. Когда он подрастет, они обязаны научить его вере и позаботиться о том, чтобы их крестник стал истинным христианином. Это священный долг восприемников, и они тяжко грешат, если пренебрегают этим долгом.
Так как Крещение есть духовное рождение, а родится человек однажды, то и таинство Крещения над человеком совершается однажды. «Один Господь, одна вера, одно Крещение» (Еф. 4,5).

По законам нашей Православной Церкви восприемниками (крестными) не могут быть:

1.    Неверующие, нехристиане.
2.    Не ведущие церковной жизни и не знающие православной веры.
3.    Дети, так как они не способны ручаться за веру крещаемого.
4.    Люди душевно больные и ведущие безнравственную жизнь.
5.    Не крещеные, не православные.
По церковным правилам достаточно: для мальчика – один восприемник, а для девочки – одна восприемница.
Во время совершения Таинства Крещения восприемникам необходимо осмысленно прочесть следующие молитвы:
Отче наш
 
О́тче наш, И́же еси́ на небесе́х! Да святи́тся имя Твое́, да прии́дет Ца́рствие Твое́, да будет воля Твоя́, я́ко на небеси́ и на земли́. Хлеб наш насу́щный да́ждь нам дне́сь; и оста́ви нам до́лги на́ша, я́коже и мы оставля́ем должнико́м нашим; и не введи́ нас во искуше́ние, но изба́ви нас от лука́ваго.
 
Символ веры

  Ве́рую во еди́наго Бога Отца, Вседержи́теля, Творца небу и земли, ви́димым же всем и неви́димым. И во еди́наго Го́спода Иису́са Христа́, Сына Бо́жия, Единоро́днаго, И́же от Отца рожде́ннаго прежде всех век; Све́та от Све́та, Бога и́стинна от Бога и́стинна, рожде́нна, несотворе́нна, единосу́щна Отцу, И́мже вся бы́ша. Нас ради челове́к и нашего ради спасения сше́дшаго с небес и воплоти́вшагося от Духа Свя́та и Марии Девы, и вочелове́чшася. Распя́таго же за ны при Понти́йстем Пила́те, и страда́вша, и погребе́нна. И воскре́сшаго в третий день по Писа́нием. И возше́дшаго на небеса́, и седя́ща одесну́ю Отца́. И па́ки гряду́щаго со сла́вою суди́ти живы́м и ме́ртвым, Его́же Ца́рствию не бу́дет конца́. И в Духа Свята́го, Го́спода, Животворя́щаго, И́же от Отца́ исходя́щаго, И́же со Отце́м и Сы́ном спокланя́ема и ссла́вима, глаго́лавшаго проро́ки. Во еди́ну Святу́ю, Собо́рную и Апо́стольскую Це́рковь. Испове́дую едино креще́ние во оставле́ние грехо́в. Ча́ю воскресе́ния ме́ртвых, и жи́зни бу́дущаго ве́ка. Ами́нь/
 
 
 
Песнь Пресвятой Богородице
 
   Богоро́дице Де́во, радуйся, Благода́тная Мари́е, Госпо́дь с Тобо́ю; благослове́нна Ты в жена́х и благослове́н плод чре́ва Твоего́, яко Спа́са родила еси́ душ на́ших.

  Для взрослых крещаемых восприемники (крестные) необязательны, т.к. взрослый человек сам свидетельствует о своей вере.
Ко Крещению необходимо приготовить: освященный крестик с тесьмой или цепочкой, свечи, крестильную рубашку белого цвета как знак чистоты (простыня для взрослых), полотенце.

   По всем возникающим вопросам Вы можете обращаться к священнику.
 
 В нашем храме один раз в неделю проводятся беседы с будущими крестными: по субботам в 13-00. 
 

ПАВЕЛ ГОВОРОВ, СВЯЩЕННИК-ПАРТИЗАН

Работая в рамках изучения фактов жизни монахини Мисаилы (Зориной), мы неоднократно рассказывали в этой аудитории о людях, которые окружали старицу.
Сегодня речь пойдет об удивительном человеке – протоиерее Павле Говорове. 

Он был не только другом семьи известной курской монахини, но и прославился на всю страну как священник-партизан, награжденный медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».

Начиная поиски, мы фактически ничего не знали о батюшке. Внучка матушки Мисаилы - Людмила Матвеевна Соколова вспоминала, что он часто бывал в семье: «…во время войны он переправлял партизан с оккупированной территории к своим. Но сначала в таких случаях всегда приходил к бабушке за советом. Только получив ее согласие, переправлял партизан к своим, укладывая их в гробы, как умерших». Было известно, что в 20-е - 30-е годы 20-го века он служил во Введенском храме г. Курска.

На первом этапе поисков в личном деле священника этого храма Павла Говорова удалось найти вырезку из газеты от 7 октября 1946 г. - о награждении медалью. 
Это указывало, что мы находимся на правильном пути. А в отчете уполномоченного Совета по делам РПЦ за 1946 год мы нашли такие слова: «По рассказам епископа, священник села Глебово Фатежского района, Говоров Павел Андреевич во время оккупации скрывал у себя бежавших из плена русских летчиков, затем переодевал их и помогал им перебраться к своим. Об этом патриотическом подвиге было напечатано в газете «Правда», за что ему присвоено звание партизана. 
Об этом благородном подвиге знает все городское духовенство».

Разыскивая публикацию о священнике, мы нашли 2 статьи известного публициста Ильи Эренбурга. Войдя в Курск вместе с освободившей город войсками, он писало своих впечатлениях: «Куряне не только ждали. Куряне боролись с захватчиками. Железнодорожники взрывали немецкие паровозы. Девушки переправляли оружие. Партизаны убивали немцев… Священнику Павлу Говорову шестьдесят семь лет. Русский человек, он любит Родину. Он связан с партизанами. Он прятал у себя наших лётчиков, переодевал их, помогал им перебраться через фронт». А в статье «Верность» публицист вновь упоминает восхищавшего его священнослужителя: «Кто в Курске работал с партизанами? Учительницы, рабочие, студентки-комсомолки и престарелый священник Павел Говоров, подростки и матери — народ. Они сберегли не только гордость, они сберегли и ту бодрость, которую в старину называли весельем духа».

В 1942 г. фронт почти полгода стоял между Тимом и Беседино (примерно в районе с. Кабицы, если ехать по автотрассе Курск - Воронеж). В этот период за советом к монахине Мисаиле приходил не только отец Павел, но и председатель Бесединского райисполкома Кузьма Иньшин. Зинаида Зорина вспоминала, о его приходе к старице во время войны. «Бабушка, хоть крохоточку хлебушка, неделю ничего не ел. Хатенку разбомбили, остался я безродный, а душа-то есть хочет…»,- стал он рассказывать ей свою легенду. «Деточка, заходи почаще, я тебя буду кормить. Но родных у тебя очень много. А пойдешь, иди потихоньку, а временами - побыстрее, чтобы тебе на пяточки никто не наступил, а то за тобой многие следят, уж больно у тебя работа опасная!» - не возражая, мудро ответила старица. В архивах нами найдены документы о том, что Кузьма Иньшин был агентом курского обкома партии и был направлен в тыл для координации партизанского движения. О партизанах и Иньшине вспоминала и Тамара Барышникова - ее тетка Юлия Кузьминична Криволапова перед войной была секретарем райкома партии: «…Меня потом стали отправлять их (приходивших к ней людей) провожать к линии фронта. Некоторых по их просьбе я заводила к Матрене Гавриловне. Тех, кому предстояло погибнуть, она благословляла, а сама плакала – оплакивала, значит».

Встречались ли когда-либо горячий бесединский предрик и священник Павел Говоров? Участвовал ли последний в переправке Иньшина через линию фронта? Это вопросы, на которые на сегодняшний день ответы не найдены. Однако очевидно, что партизанские тропы так или иначе часто пролегали через маленькую кухоньку монахини Мисаилы в селе Муравлево Бесединского района Курской области.

Имея первоначальную информацию, мы долго искали сведения по двум исчезновениям Павла Говорова из Курской области. Согласно личному делу, хранящемуся в Курской епархии, он неожиданно покидает город и выезжает в Московскую область сначала в 1932 году, затем –  в 1946-ом. Поиски документов, связей с родными результатов не давали. Неожиданно помог Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт, разместивший в интернете результаты своей работы в архивах Курского ФСБ. В списках репрессированных мы находим имя Павла Говорова.

В 1932 г. он арестован как руководитель контрреволюционной группы Курского объединения организации... «Ревнителей церкви». Однако далее его следы снова теряются... В Курске священник появляется спустя 10 лет после ареста. В 1942 г. он протоиерей Казанского кафедрального собора. С декабря того же года - настоятель Архангельского храма с. Глебово Фатежского района. С сентября 1944 г. вновь служит во Введенской церкви, г. Курска. К тому времени, когда становится известно о его награждении за участие в партизанском движении, он вновь «выбывает» в Московскую епархию (1946 г.).

Мы предположили, что священника, ставшего известным на всю страну, но имевшего не соответствующее статусу героя войны прошлое, прятали. Сразу после награждения медалью, он официально «исчезает» из Курской Епархии.

Родственников священника Павла Говорова члены инициативной группы разыскивали даже с помощью СМИ. Тот, факт, что и в первый, и во второй раз священник выбывает по личным мотивам (по болезни и к родным, т.е. на покой), сбил нас с пути. В конце концов, в прошлом году мы направили запрос в Московскую Патриархию. Ответ принес много неожиданностей и дал нам единственную известную на сегодняшний день фотографию отца Павла.

Оказалось, что Павел Говоров служил священником в селе Шеметово, в 24 км от Сергиева Посада, не с 1932 г., как указано в личном деле Курской епархии, а с 1938 года по 1946 год (?). 

С 1946 по 1950 г. он продолжал служить уже в Ильинской церкви г. Загорска (Сергиев Посад), а с 1947 г. был ее настоятелем. С 1950 г. по 1959 г. по благословению
Его Святейшества патриарха Алексея протоиерей Павел Говоров назначен во Всехсвятский храм г. Москвы.

О пастырском служении священника говорят его награды: Патриаршее благословение с выдачей грамоты(1949 г.) и митра (1951 г.). 

В личном деле мы нашли и характеристику священника: «Прот. П. Говоров – пастырь усердный, исключительно трудолюбивый, целыми днями бывающий в храме. Отличается простотой и добродушием…».

Как видим, в послужном списке в личном деле Курской епархии, написанном собственноручно протоиереем Павлом Андреевичем Говоровым, отсутствует информация о судимости в качестве одного из "особо доверенных лиц" архиепископа Дамиана Воскресенского. 

По делу «Ревнителей церкви" Павел Говоров проходил как один из руководителей групп, "организовывавших переферийные объединения этой организации…"
Кто входил в его «группу», нам удалось выяснить в архивах ФСБ. Вместе с ним были арестованы 12 монахинь, которые в это время окормлялись во Введенском храме. 

В показаниях Непочатых Дарьи мы прочитали: «Советской властью недовольна за то, что они, т.е. соввласть выгнали нас из монастырей, закрывают церкви, учат детей безбожию и разоряют крестьян. Это недовольство я неоднократно высказывала своему священнику Говорову Павлу, монахиням…». Мы предположили, что это могут быть сестры находившегося в подполье Троицкого монастыря, и не ошиблись. Шестерых из них мы нашли в списках обители, датируемых 1947 годом. 

Все сестры, проходившие по данному делу, получили 3-летний срок лагерей. Священник Павел Говоров отправился с этапом в мордовский Темлаг на 5 лет. В деле мы находим показания свидетельницы, которая приехала в Курск посоветоваться к своим монашкам. У сторожки (Введенского храма) собрались около 15 крестьян, Агитировала Непочатых и подошел Павел Говоров. На вопрос Дарьи, идти ли в колхоз, он якобы ответил: "Вы знаете, что уже поднялось восстание в 4 областях. Начался голод, а также на этой почве восстание на Украине... Советская власть там разбежалась, а вы идете в колхозы. Если хотите быть настоящими людьми, то помните, что я вам сказал, и не бойтесь об этом говорить своим родственникам. В колхоз входить не надо». 

Вполне понятно, что, освободившись через пять лет, Павел Говоров в 1938 году начинает служить подальше от тех мест, где его хорошо знают. В его московском послужном списке нет ни слова о возвращении в Курск в 1942-м, как, впрочем, и о церковных наградах курского периода и о награде за участие в партизанском движении. Согласно документам личного дела, во время войны он продолжает служить в Шеметове. «Подчищенная» анкета и новое личное дело в Московской епархии дали ему возможность послужить Господу еще 14 лет…

Он отошел ко Господу 15 июня 1960 г. Отпевание новопреставленного протоиерея Павла Говорова было совершено в храме Всех святых г. Москвы, где он служил последние годы своей жизни.

Совершенно очевидно, что протоиерей Павел Говоров достойно нес свой пастырский крест, несмотря на сложнейшие испытания. К нему с огромным уважением и доверием относился архиепископ Дамиан (Воскресенский) и, судя по наградам, другие курские архиереи, его высоко ценили монахиня Мисаила и сестры Курского Свято-Троицкого монастыря, к его слову прислушивались прихожане. Пройдя через испытания застенками и лагерями, он не потерял любви к свой стране и делает все, что в его силах, чтобы помочь людям и родине.Вынужденный скрываться от новых репрессий, на склоне лет он начинает все заново в другой епархии, и вновь заслуживает авторитет и уважение среди прихожан и священнослужителей.

Презентация к докладу

Уважаемые офицеры и солдаты в/ч 36708!

 От всей души поздравляю Вас с праздником – днем защитника Отечества!

Этот день ознаменован не событиями почти 100-летней давности, а тысячелетними ратскими подвигами и доблестными победами русского воинства.

Ведь мы сегодня празднуем не мнимую победу красноармейцев над кайзеровскими войсками Германии, а истинную победу Русской Армии во все времена.

Раньше, день защитника Отечества в Российской Империи отмечался в день памяти Архангела Михаила и прочих Небесных Сил – 21 ноября, когда все воинство небесное прославляет воинство земное. В советское время поменялась идеология. Бога истинного, заменили ложными вождями, соответственно, придумали свои праздничные дни. Так возник праздник 23 февраля, конечно это не церковный день. В православном календаре есть другие дни воинской славы, связанные с церковными праздниками.

Но это не мешает нам почтить и поздравить всех воинов с этим замечательным днем. Днем настоящих мужчин, стоящих на страже нашего Отечества!

В настоящее время в Российской Армии постепенно возрождаются забытые духовные традиции. При воинских частях служат военные священники – капелланы, и имеются мусульманские имамы. Все они наравне с бойцами служат Родине и Богу! Священник при части - это «духовный отец», способный примерить, утешить и поддержать в трудную минуту. Привить бойцам любовь и верность Родине.

В истории нашего Отечества встречаются святые воины. Знаменитый пример, святого благочестивого князя Александра Невского, это образ «благого отечестволюбца», который совершил два: подвиг брани на Западе (война со шведами) и подвиг смирения на Востоке (мир с Ордой), что позволило сохранить Святую Русь для будущего поколения!

Еще раз поздравляю Вас с днем защитника Отечества! Желаю Вам здоровья, крепости духа и милости Божией! Пусть Ваш Ангел Хранитель всегда прибывает с Вами.