Храмовая страница

Группа Вконтакте

 

Группа в Фейсбук

Поиск по сайту

Православный календарь



Ссылки

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Храм

Доклад иерея Сергия Конорева на XIV Дамиановских чтениях

ПАВЕЛ ГОВОРОВ, СВЯЩЕННИК-ПАРТИЗАН

Работая в рамках изучения фактов жизни монахини Мисаилы (Зориной), мы неоднократно рассказывали в этой аудитории о людях, которые окружали старицу.
Сегодня речь пойдет об удивительном человеке – протоиерее Павле Говорове. 

Он был не только другом семьи известной курской монахини, но и прославился на всю страну как священник-партизан, награжденный медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».

Начиная поиски, мы фактически ничего не знали о батюшке. Внучка матушки Мисаилы - Людмила Матвеевна Соколова вспоминала, что он часто бывал в семье: «…во время войны он переправлял партизан с оккупированной территории к своим. Но сначала в таких случаях всегда приходил к бабушке за советом. Только получив ее согласие, переправлял партизан к своим, укладывая их в гробы, как умерших». Было известно, что в 20-е - 30-е годы 20-го века он служил во Введенском храме г. Курска.

На первом этапе поисков в личном деле священника этого храма Павла Говорова удалось найти вырезку из газеты от 7 октября 1946 г. - о награждении медалью. 
Это указывало, что мы находимся на правильном пути. А в отчете уполномоченного Совета по делам РПЦ за 1946 год мы нашли такие слова: «По рассказам епископа, священник села Глебово Фатежского района, Говоров Павел Андреевич во время оккупации скрывал у себя бежавших из плена русских летчиков, затем переодевал их и помогал им перебраться к своим. Об этом патриотическом подвиге было напечатано в газете «Правда», за что ему присвоено звание партизана. 
Об этом благородном подвиге знает все городское духовенство».

Разыскивая публикацию о священнике, мы нашли 2 статьи известного публициста Ильи Эренбурга. Войдя в Курск вместе с освободившей город войсками, он писало своих впечатлениях: «Куряне не только ждали. Куряне боролись с захватчиками. Железнодорожники взрывали немецкие паровозы. Девушки переправляли оружие. Партизаны убивали немцев… Священнику Павлу Говорову шестьдесят семь лет. Русский человек, он любит Родину. Он связан с партизанами. Он прятал у себя наших лётчиков, переодевал их, помогал им перебраться через фронт». А в статье «Верность» публицист вновь упоминает восхищавшего его священнослужителя: «Кто в Курске работал с партизанами? Учительницы, рабочие, студентки-комсомолки и престарелый священник Павел Говоров, подростки и матери — народ. Они сберегли не только гордость, они сберегли и ту бодрость, которую в старину называли весельем духа».

В 1942 г. фронт почти полгода стоял между Тимом и Беседино (примерно в районе с. Кабицы, если ехать по автотрассе Курск - Воронеж). В этот период за советом к монахине Мисаиле приходил не только отец Павел, но и председатель Бесединского райисполкома Кузьма Иньшин. Зинаида Зорина вспоминала, о его приходе к старице во время войны. «Бабушка, хоть крохоточку хлебушка, неделю ничего не ел. Хатенку разбомбили, остался я безродный, а душа-то есть хочет…»,- стал он рассказывать ей свою легенду. «Деточка, заходи почаще, я тебя буду кормить. Но родных у тебя очень много. А пойдешь, иди потихоньку, а временами - побыстрее, чтобы тебе на пяточки никто не наступил, а то за тобой многие следят, уж больно у тебя работа опасная!» - не возражая, мудро ответила старица. В архивах нами найдены документы о том, что Кузьма Иньшин был агентом курского обкома партии и был направлен в тыл для координации партизанского движения. О партизанах и Иньшине вспоминала и Тамара Барышникова - ее тетка Юлия Кузьминична Криволапова перед войной была секретарем райкома партии: «…Меня потом стали отправлять их (приходивших к ней людей) провожать к линии фронта. Некоторых по их просьбе я заводила к Матрене Гавриловне. Тех, кому предстояло погибнуть, она благословляла, а сама плакала – оплакивала, значит».

Встречались ли когда-либо горячий бесединский предрик и священник Павел Говоров? Участвовал ли последний в переправке Иньшина через линию фронта? Это вопросы, на которые на сегодняшний день ответы не найдены. Однако очевидно, что партизанские тропы так или иначе часто пролегали через маленькую кухоньку монахини Мисаилы в селе Муравлево Бесединского района Курской области.

Имея первоначальную информацию, мы долго искали сведения по двум исчезновениям Павла Говорова из Курской области. Согласно личному делу, хранящемуся в Курской епархии, он неожиданно покидает город и выезжает в Московскую область сначала в 1932 году, затем –  в 1946-ом. Поиски документов, связей с родными результатов не давали. Неожиданно помог Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт, разместивший в интернете результаты своей работы в архивах Курского ФСБ. В списках репрессированных мы находим имя Павла Говорова.

В 1932 г. он арестован как руководитель контрреволюционной группы Курского объединения организации... «Ревнителей церкви». Однако далее его следы снова теряются... В Курске священник появляется спустя 10 лет после ареста. В 1942 г. он протоиерей Казанского кафедрального собора. С декабря того же года - настоятель Архангельского храма с. Глебово Фатежского района. С сентября 1944 г. вновь служит во Введенской церкви, г. Курска. К тому времени, когда становится известно о его награждении за участие в партизанском движении, он вновь «выбывает» в Московскую епархию (1946 г.).

Мы предположили, что священника, ставшего известным на всю страну, но имевшего не соответствующее статусу героя войны прошлое, прятали. Сразу после награждения медалью, он официально «исчезает» из Курской Епархии.

Родственников священника Павла Говорова члены инициативной группы разыскивали даже с помощью СМИ. Тот, факт, что и в первый, и во второй раз священник выбывает по личным мотивам (по болезни и к родным, т.е. на покой), сбил нас с пути. В конце концов, в прошлом году мы направили запрос в Московскую Патриархию. Ответ принес много неожиданностей и дал нам единственную известную на сегодняшний день фотографию отца Павла.

Оказалось, что Павел Говоров служил священником в селе Шеметово, в 24 км от Сергиева Посада, не с 1932 г., как указано в личном деле Курской епархии, а с 1938 года по 1946 год (?). 

С 1946 по 1950 г. он продолжал служить уже в Ильинской церкви г. Загорска (Сергиев Посад), а с 1947 г. был ее настоятелем. С 1950 г. по 1959 г. по благословению
Его Святейшества патриарха Алексея протоиерей Павел Говоров назначен во Всехсвятский храм г. Москвы.

О пастырском служении священника говорят его награды: Патриаршее благословение с выдачей грамоты(1949 г.) и митра (1951 г.). 

В личном деле мы нашли и характеристику священника: «Прот. П. Говоров – пастырь усердный, исключительно трудолюбивый, целыми днями бывающий в храме. Отличается простотой и добродушием…».

Как видим, в послужном списке в личном деле Курской епархии, написанном собственноручно протоиереем Павлом Андреевичем Говоровым, отсутствует информация о судимости в качестве одного из "особо доверенных лиц" архиепископа Дамиана Воскресенского. 

По делу «Ревнителей церкви" Павел Говоров проходил как один из руководителей групп, "организовывавших переферийные объединения этой организации…"
Кто входил в его «группу», нам удалось выяснить в архивах ФСБ. Вместе с ним были арестованы 12 монахинь, которые в это время окормлялись во Введенском храме. 

В показаниях Непочатых Дарьи мы прочитали: «Советской властью недовольна за то, что они, т.е. соввласть выгнали нас из монастырей, закрывают церкви, учат детей безбожию и разоряют крестьян. Это недовольство я неоднократно высказывала своему священнику Говорову Павлу, монахиням…». Мы предположили, что это могут быть сестры находившегося в подполье Троицкого монастыря, и не ошиблись. Шестерых из них мы нашли в списках обители, датируемых 1947 годом. 

Все сестры, проходившие по данному делу, получили 3-летний срок лагерей. Священник Павел Говоров отправился с этапом в мордовский Темлаг на 5 лет. В деле мы находим показания свидетельницы, которая приехала в Курск посоветоваться к своим монашкам. У сторожки (Введенского храма) собрались около 15 крестьян, Агитировала Непочатых и подошел Павел Говоров. На вопрос Дарьи, идти ли в колхоз, он якобы ответил: "Вы знаете, что уже поднялось восстание в 4 областях. Начался голод, а также на этой почве восстание на Украине... Советская власть там разбежалась, а вы идете в колхозы. Если хотите быть настоящими людьми, то помните, что я вам сказал, и не бойтесь об этом говорить своим родственникам. В колхоз входить не надо». 

Вполне понятно, что, освободившись через пять лет, Павел Говоров в 1938 году начинает служить подальше от тех мест, где его хорошо знают. В его московском послужном списке нет ни слова о возвращении в Курск в 1942-м, как, впрочем, и о церковных наградах курского периода и о награде за участие в партизанском движении. Согласно документам личного дела, во время войны он продолжает служить в Шеметове. «Подчищенная» анкета и новое личное дело в Московской епархии дали ему возможность послужить Господу еще 14 лет…

Он отошел ко Господу 15 июня 1960 г. Отпевание новопреставленного протоиерея Павла Говорова было совершено в храме Всех святых г. Москвы, где он служил последние годы своей жизни.

Совершенно очевидно, что протоиерей Павел Говоров достойно нес свой пастырский крест, несмотря на сложнейшие испытания. К нему с огромным уважением и доверием относился архиепископ Дамиан (Воскресенский) и, судя по наградам, другие курские архиереи, его высоко ценили монахиня Мисаила и сестры Курского Свято-Троицкого монастыря, к его слову прислушивались прихожане. Пройдя через испытания застенками и лагерями, он не потерял любви к свой стране и делает все, что в его силах, чтобы помочь людям и родине.Вынужденный скрываться от новых репрессий, на склоне лет он начинает все заново в другой епархии, и вновь заслуживает авторитет и уважение среди прихожан и священнослужителей.

Презентация к докладу

Поздравление с Днем Защитника Отечества

Уважаемые офицеры и солдаты в/ч 36708!

 От всей души поздравляю Вас с праздником – днем защитника Отечества!

Этот день ознаменован не событиями почти 100-летней давности, а тысячелетними ратскими подвигами и доблестными победами русского воинства.

Ведь мы сегодня празднуем не мнимую победу красноармейцев над кайзеровскими войсками Германии, а истинную победу Русской Армии во все времена.

Раньше, день защитника Отечества в Российской Империи отмечался в день памяти Архангела Михаила и прочих Небесных Сил – 21 ноября, когда все воинство небесное прославляет воинство земное. В советское время поменялась идеология. Бога истинного, заменили ложными вождями, соответственно, придумали свои праздничные дни. Так возник праздник 23 февраля, конечно это не церковный день. В православном календаре есть другие дни воинской славы, связанные с церковными праздниками.

Но это не мешает нам почтить и поздравить всех воинов с этим замечательным днем. Днем настоящих мужчин, стоящих на страже нашего Отечества!

В настоящее время в Российской Армии постепенно возрождаются забытые духовные традиции. При воинских частях служат военные священники – капелланы, и имеются мусульманские имамы. Все они наравне с бойцами служат Родине и Богу! Священник при части - это «духовный отец», способный примерить, утешить и поддержать в трудную минуту. Привить бойцам любовь и верность Родине.

В истории нашего Отечества встречаются святые воины. Знаменитый пример, святого благочестивого князя Александра Невского, это образ «благого отечестволюбца», который совершил два: подвиг брани на Западе (война со шведами) и подвиг смирения на Востоке (мир с Ордой), что позволило сохранить Святую Русь для будущего поколения!

Еще раз поздравляю Вас с днем защитника Отечества! Желаю Вам здоровья, крепости духа и милости Божией! Пусть Ваш Ангел Хранитель всегда прибывает с Вами.

О ПОДГОТОВКЕ МАТЕРИАЛОВ О ПРАВЕДНОЙ ЖИЗНИ МОНАХИНИ МИСАИЛЫ (ЗОРИНОЙ): ВОЗМОЖНА ЛИ ПОСТАНОВКА ВОПРОСА О ЕЕ КАНОНИЗАЦИИ?

С.В. Конорев,
иерей, настоятель храма
в честь иконы Божьей Матери
«Всех скорбящих Радость»
д. Муравлево, Курского района,
Курской области

Мое служение проходит на родине курской подвижницы благочестия, прозорливицы – монахини Мисаилы (Зориной Матроны Гавриловны, 1860 – 1953), почитание которой среди курян явно и неоспоримо. Люди массово приезжают в Муравлево на могилку старицы и по её духовным молитвам, получают от Господа быструю помощь. Очень часто нам на приходе задают вопрос о том, когда же будет канонизирована старица. Над подготовкой к канонизации сегодня трудится инициативная группа историко-архивной комиссии Курской епархии, которая занимается установлением фактов ее жизни и сбором документов. Попробуем проследить, отвечает ли подвижническая жизнь матушки Мисаилы критериям, по которым канонизирует подвижников благочестия Русская Православная Церковь?

В истории канонизации святых Русской Православной Церкви существует несколько периодов: от начала христианства на Руси до Макариевских Соборов 1547 и 1549 годов; от Макариевских Соборов до учреждения Священного Синода в 1721 году; от времени учреждения Святейшего Синода до падения монархии в 1917 году; от канонизаций, совершенных в 1918 году на Священном Соборе Православной Российской Церкви, и существующие до настоящего времени. История канонизации святых в нашей Церкви разнообразна. Составители списков для упорядочения имён святых, часто включали в них имена чтимых усопших иноков. Все это приводило к тому, что в «святцы» попадали имена неканонизированных святых подвижников. А в период с ХVII века до начала ХХ века давалось благословение Святейшего Синода на канонизацию местночтимого святого [1, с.19].

В 1903 году в России Московской Синодальной Типографией был издан «Верный месяцеслов всех Русских святых», который дал возможность ясно отличать канонизированного святого от неканонизированного.  Все это смог собрать и упорядочить Архиепископ Владимирский и Суздальский Сергий (Спасский, 1830-1904) [2, с.224]. Главными критериями канонизации подвижника, по его мнению, относятся свидетельства о его благочестивой жизни, народное почитание и посмертные чудотворения.

Помимо этого сегодня огромными плюсами при канонизации святого являются его высокие нравственные качества, подвижнический образ жизни и, конечно же, жертвенное служение Богу и людям.

Рассказывая о старице Мисаиле, сложно отделить эти критерии друг от друга. Родные внучки монахини Мисаилы (Зориной), вспоминают её как кроткого и смиренного человека, имеющей в себе бесконечную и всеохватывающую христианскую любовь ко всякому творению Божьему [3.C.3].  Любовь эта проявлялась ко всякому человеку, приходившему к ней за жизненным советом. Она никогда и никому не отказывала в посещении ее «кухоньки». Её  комната-кухонька была открыта с раннего утра до позднего вечера. Люди, не успевшие на вечерний поезд на станцию «Полевая», оставались на ночлег, кто на полу в «кухоньке», а кто в сенях. Здесь в этой комнате матушка жила и молилась, каждое утро, начиная с чтения молитв по монашескому правилу.

Матрона Гавриловна в жизни претерлела очень много лишений. Её жизнь затронули две волны скитаний, с малых лет по чужим домам, переходя из одного дома в другой в течение 17 лет, и скитания с 1930 года по съемным квартирам г. Курска, вместе с насельницами закрытого Свято-Троицкого монастыря.  В эти годы она вынуждена была покинуть свой дом, т. к. могла пострадать от советской власти как «церковница», будучи фигурантом дела контрреволюционной церковно-монархической организации священника Петра Григорьева, ныне канонизированного в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской. Также, её в любой момент могли схватить по делу «Ревнителей церкви», приписанному другу семьи – протоиерею Павлу Говорову, не меньшую опасность таило тесное знакомство с сестрами Свято-Троицкого монастыря, находившегося «в подполье».  Все это могло бы заложить в будущую монахиню, противоположную отрицательную сторону. Но нет, именно эти лишения укрепили в ней веру в Бога и упования на Него. А явившая Богородица даровала Матроне от Бога великие дары – прозорливости, совета и любви, в утешение пообещала: «Милая Моя, много ты пострадала, много ты претерпела. Но теперь, где ты будешь, там и Я буду, где твоя нога ступит, там и Моя».    [4.C.8-9]

У Матроны Гавриловны, нашедшей себе утешение в храме Божьем, всегда было внутреннее горение к принятию ангельского образа. И Господь вновь через скорби приготовлял её к монашескому служению. Да и сама она осознавала, что Бог ведет ее к Себе через горнило испытаний и искушений. Когда уже она стала монахиней и стала служить людям, Господь, в послушание, наградил матушку -  возращением её семьи из Харькова, после всех скитаний и гонений. И здесь в «кухоньке» в семейной обстановке, принимая людей и вселяя в них надежду и веру в Бога, она провела остаток своей многострадальной праведной жизни. 16 декабря 1953 года она «почила о Бозе», предсказав свое скорое отшествие в мир иной. Ни один день ее жизни не проходил без молитвы, даже выполняя тяжелую физическую работу, она продолжала творить внутреннюю умную молитву. После себя  матушка оставила многих духовных чад, в основном это сестры Свято-Троицкого женского монастыря. И среди мирян тоже были «свои чада», так  например, Ефремову Татьяну Николаевну (1922-2015) старица наставила и научила к творению Иисусовой молитвы.

Матрона Гавриловна в своей земной жизни всегда была готова послужить Богу, её давней мечтой было принятие монашества на Святой Земле и остаться там навсегда. Для этого она в 1905 году, испросив благословения правящего архиерея, отправилась пешком в Иерусалим.  Там на Святой Земле, Матрона с большим усердием готовилась к постригу и монашеской жизни. Но подготовку к монашескому постригу нарушил необычный сон, который сначала показался искушением перед таким важным делом. Когда же он повторился снова и снова, то Матрона поняла, что Бог призывает вернуться её на Родину. Покорившись воле Божией, она возвращается домой, привезя с собой монашеские одежды. И только здесь на родине, Господь сподобляет её на принятие монашества.

После огромного испытания в желании послужить Богу, Господь приготовляет, будущую старицу, к служению людям. На родине с Матроной случается – клиническая смерть, в народе такое состояние называют «обмиранием». В это время Бог показывал ей райскую жизнь и адские муки, она видит Пресвятую Богородицу в образе «Троеручицы». С этого момента монахиня Мисаила и получила от Бога дар прозорливости, дар исцеления больных молитвами и дар совета, которыми она пользовалась для утешения и помощи приходящим к ней людям. Они и стали орудием её монашеского подвига. В годы закрытия храмов и гонения на Церковь Русскую, матушка Мисаила явилась лучом Света Христова на пространстве атеистического государства, неся этот свет людям!  [5.C.8]

Священный Собор Православной Российской Церкви 3 сентября 1918 года принял следующее определение: «Для причисления угодника Божия к лику местночтимых святых необходимо, чтобы богоугодная жизнь праведника была засвидетельствована даром чудотворения по кончине его и народным почитанием его». [6.C.25]

Почитание монахини Мисаилы, как человека праведной жизни, было при её земном бытии. В народе такие люди являются сосудами благодати Духа Святаго, и всегда, даже не открываясь, как магнит притягивали к себе многих.  Подобные истории мы часто читаем в житиях святых. О том, что матушка Мисаила является монахиней, почти никто и не знал. Односельчане звали ее просто Матрона Гавриловна, кто-то говорил «Матрониха» или «Гаврилиха», а другие обращались ласково – Матронушка. Такое  ласковое обращение к матушке было проникнуто народной любовью к ней, так как наш народ всегда более тонко чувствует помощь от Господа, посылаемую через святых людей.

Возьмем яркий пример, который позволяет нам увидеть, что уважение, с которым относились к монахине Мисаиле, было среди простых крестьян и людей духовного звания.  Матушка  Мисаила состояла в переписке со святителем Лукой архиеп. Крымским. В семье Зориных, до сих пор,  бережно хранятся: фотография святителя Луки  и почтовая карточка с его дарственной подписью.  На которых  он точно обозначает статус матушки, называя её монахиней Мисаилой  и старицей, а также просит молитв о своем здравии. Такой «духовный авторитет» и  архиепископ, открывает нам принадлежность Матроны Гавриловны к Церкви – как монахини, и её Духовные достижения – как старицы, и показывает нам силу её молитв. [7.C.118]

В наше время почитание праведницы не меньше, чем при ее жизни. Тропа через сельское кладбище, ведущая к могиле старицы, не заростала никогда.  Среди диких кустов сирени жители с. Муравлево и окрестных деревень, всегда эту тропу знали. В советское и постсоветское годы люди продолжали посещать могилу старицы, ухаживать за ней и возжигать неугасимую лампадку. С 1999 года посещение могилки старицы приобрело более массовый характер. Сейчас автобусами и на личном транспорте все чаще приезжают паломники, которые услышав о чудесах произошедшие с другими людьми, сами спешат ощутить их на себе. Матушка Мисаила долгие годы была помощницей и молитвенницей за многих курян и сегодня люди особо ощущают ее покровительство. Всё это происходит по предсказаниям матушки о том, что  Муравлево прославится и храм возродится!  А также по её заповеди: «Приходите ко мне на могилку, и я буду Вам помогать!» Такое почитание праведницы, после её блаженной кончины, совершается на протяжении 63 лет. [8.C.14]

Почти с каждым приезжающим паломником на могилку старицы происходят свои внутренние изменения в душе. Как при её жизни, так и сейчас человек меняется и преображается, неверующие – «воцерковляются», впервые приехавшие стремятся побывать на могилке вновь. Если говорить о чудесах и знамениях, то они совершаются ежедневно с каждым новым посетителем могилки. Люди приезжают на могилку старицы со своими проблемами, и рассказывают матушке все, как живой. А через несколько дней возвращаются в Муравлево с букетами цветов, чтобы отблагодарить монахиню Мисаилу за молитвенную помощь. Многие рассказы о чудесной помощи матушки паломники записывают в специальную тетрадь в церковной Лавке нашего храма.

На могилке старицы можно часто встретить семейные пары, которые просят матушку о даровании им детей. Допустим, побывав у врачей, им ставят бесплодие, находясь в отчаянии, они просят старицу о чадах, и Господь, по молитвам матушки, посылает детей. На сегодняшний день, у нас на Приходе я крестил уже более 20 таких младенцев. Матушка Мисаила помогает в исцелении от многих болезней, помогает в исцелении бесноватых, и разрешении житейских проблем.

Монахиня Мисаила (Зорина) своей подвижнической жизнью, высоконравственной личностью, своим служением Богу и людям подходит под все критерии, необходимые для канонизации праведницы. Эти критерии прописаны в требовании Синодальной комиссии по канонизации святых. Я надеюсь, что мне удалось раскрыть личность монахини Мисаилы, которая засвидетельствовала свою праведную жизнь – духовными подвигами, непрекращающимся народным почитанием и продолжающимися посмертными чудотворениями.

Список литературы.
1.    Игумен Дамаскин (Орловский). Святые, чтимые молебнами и торжественными Божественными Литургиями// Журнал Московской патриархии. №7. 2015.. С. 98.
2.    Богословский вестник. 1905. Т.1. № 1. С. 300.
3.    Соколова. Л. М.  По молитвам бабушки. (Воспоминания внучки курской старицы Мисаилы). Курск: «Мечта», 2015. С. 142.
4.    Сурова С. Ф. Жизнеописание старицы Мисаилы. М.: «Отчий дом», 2002. С. 96.
5.    Борисова С. Л.  Приходите ко мне – я Вам буду помогать. (Краткое жизнеописание старицы Мисаилы  (19.11.1860 – 16.12.1953). М., «Основы православной культуры», 2008. С. 16.
6.    Священный Собор Православной Российской Церкви. Собрание определений и постановлений. М., 1918, Вып., 4. С. 150.
7.    Соколова Л. М. По молитвам бабушки. (Воспоминания внучки курской старицы Мисаилы). Курск: «Мечта», 2015. С. 142.
8.    Борисова С. Л.  Приходите ко мне – я Вам буду помогать. (Краткое жизнеописание старицы Мисаилы  (19.11.1860 – 16.12.1953). М.: «Основы православной культуры», 2008. С. 16.

Поздравление к Дню защитника Отечества в в/ч 36708

Уважаемые солдаты и офицеры в/ч 36708!

В предверии  празднования дня защитника Отечества, поздравляю Вас с этим значимым днем, который в наши дни приобрел особый статус: во-первых, уже несколько лет, как он стал выходным днем, а во-вторых этот день празднуется маштабно по всей стране, как день Великой Победы!

На Руси было несколько дней в году, когда чествовали воинов – это день Георгиевского кавалера, день воинской славы и день кавалеров воинской славы. В Русской Православной Церкви есть свои Дни воинской славы – это памятные дни, связанные воедино с нашими Великими воинскими победами. Так, например, день памяти Куликовской битвы связан с Рождеством Пресвятой Богородицы, а освобождение Москвы от поляков с Казанской иконой Божией Матери, с именем св. благоверного князя Александра Невского вспоминается победа в Ледовом побоище. Затем в нашей стране поменялась идеология, объявили,  что Бога нет, и придумали новые праздники. Так появился праздник 23 февраля,  как день рождения  Красной Армии, потом стал отмечаться как день Советской Армии и Военно-Морского Флота, а в нынешней истории России он является днем защитника Отечества!

В таком новом его понимании Церковь этот день благословляет и поддерживает. Поддерживает всех, кто стоит на страже нашей Родины и молится о них. Для этого, в войсковых частях и Штабах устраиваются молитвенные комнаты. В части посылаются полковые священники для духовного окормления военнослужащих. Русская Церковь и Российская Армия вместе  вернулись к своим исконным духовным истокам, связанных любовью к нашей Родине, а значит к исполнению евангельской заповеди о том, что кто душу свою положит за «други своя», тот спасет её.

Ещё раз возвращусь к истории нашего Отечества! И вспомним, что перед каждым сражением русские воины постились и молились, священники непрестанно служили молебны, для этого в стан привозили иконы, чаще Пресвятой Богородицы. Перед  самой же битвой все прикладывались к этим иконам с Божьего благословения шли в бой. При невидимой поддержке небесных сил русские орудия одерживали победу, т. к. сражались всегда за веру, царя и Отечество!

Придавая смысл празднику 23 февраля, всех Вас поздравляю с днем защитника Отечества!

Желаю Вам здоровья, бодрости духа, самопожертвования и горячей любви к Богу и Родине! Спаси Вас Господь!

СТАРЧЕСТВО КАК ОБРАЗЕЦ ДУХОВНОГО ПОДВИГА НА ПРИМЕРЕ ЖИЗНИ КУРСКОЙ МОНАХИНИ МИСАИЛЫ (ЗОРИНОЙ, 1860-1953ГГ.)

Христианство, начиная с первых веков его существования, имело институт старчества. Такое служение Богу выпадало на долю отдельных подвижников, которым Господь даровал возможность прозревать внутренние движения человека и помогать ему возрастать в Духе.

Феномен РУССКОГО старчества состоит в том, что старцы «вышли» за стены монастырей и стали помощниками, советниками и наставниками не только иноков, но и простых мирян. Они сами являются образцами истинной христианской жизни. Преп. Антоний и Феодосий Печерские, (XI в.), преп. Сергий Радонежский (XIV в.), преп. Нил Сорский (XV в.), прп. Серафим Саровский (XIX в.)

В советское время, в условиях закрытия храмов и гонений на Церковь, русское старчество сохранялось в скрытом или полуоткрытом виде. Тотальное сокращение числа священников, окормлявших верующих, вело к духовному голоду. Слухи о прозорливости старцев, исцелении ими больных, силе их молитв тайно распространялись далеко за пределами районов их проживания и привлекали скрытый приток паломников. Такими были старцы Феодосий Северо-Кавказский (+1948), Лаврентий Черниговский (+1950), глинские старцы: схиархимандрит Серафим (Амелин),(+1948), схиархимандрит Серафим (Романцов), (+1976), схиархимандрит Андроник (Лукаш), (+1974) и их постриженики, принявшие от них эстафету старчества.

Особое значение в советский период приобретает тайное женское старчество, которое вывело на первый план женщин высокой духовной жизни из народа. И понятно, почему. Они находились под меньшим контролем тоталитарного государства, имели большую возможность скрыто вести духовную брань, борьбу за души людей, потерявших основы духовной жизни.

Среди этих стариц далеко за пределами Курской области была известна монахиня Мисаила (Матрена Гавриловна Зорина (Гранкина)). Ее многотрудная жизнь - яркий пример духовного подвига, служения Богу и людям, бесконечной и всеохватывающей христианской любви. В современных условиях, когда в воспитании молодежи наблюдается явный уклон в сторону материального, когда в состоянии кризиса находится сфера образования и институт российской семьи она может служить ярким примером выходца из народа праведная жизнь которого была нацелена не на собирание материальных благ, а на стяжание Духа Святаго.

Может ли хотя бы один пребывающий в современном благополучии ребенок представить себе жизнь 3-летней малышки, в одночасье потерявшей не только родителей, но и близких родственников и оставшейся на попечении сельской общины? Каждый день в жизни маленькой Матрены, как в калейдоскопе, менялись дом, лица окружающих людей, обстоятельства жизни, потому что каждое утро в течение следующих 14 лет она будет переходить из одного дома в другой. Кто сегодня может понять ту боль, тяготы и обиды, которые ей приходилось переносить, если в современном понимании неблагополучие ребенка представляется в отсутствии бананов в холодильнике и игрушек в доме? Не было никаких игрушек, не было материнской и отцовской любви, которые могли бы согреть девочку в дни болезни. Только каждый день меняющиеся чужие люди да бесконечный труд с ранних лет. Наверное, она могла бы очерстветь душой, копить с ранних лет зависть и обиды… Но нет, именно в это время закладывались основы ее духовности и веры в Бога, упование на Него и на Божью Матерь, смирение, терпение, кротость и бесконечная любовь к людям, которые будут свойственны будущей старице. И по сей день от разных людей, знавших когда-то монахиню Мисаилу, мы слышим о том, что именно его она любила больше всех.

Мучительные скитания Матрены Гранкиной закончились в 17 лет, когда община выдала ее замуж, сложив с себя обязанности по ее содержанию. Однако и замужество не принесло долгожданного семейного счастья, дома, родных людей. Девушку  ждали домашнее рабство, уход за тяжело больным мужем. Ночевала юная девушка в сарае - летом, на кухне – зимой, молилась, спускаясь в погреб. Лишь через шесть лет после свадьбы Господь в утешение дал ей сына Матвея. А еще через три года ей предстоит еще одна непростая доля - доля вдовы, в одиночку растившей своего ребенка.

Сколько страданий и горя предстояло преодолеть будущей старице на пути духовного возрастания. Господь готовил ее к духовному подвигу служения людям. Матрена Зорина, вырастив сына, и сама осознает, что Господь ведет ее к Себе тернистым путем. Поэтому так велико было ее желание стать насельницей в одной из монашеских общин на Святой земле. Она из Курска пешком идет в Киев, затем – в Одессу и отправляется кораблем в далекую Палестину. Она уже готовилась к постригу, когда Господь впервые явил ей Свою волю: Матрена Гавриловна трижды слышала голос, который говорил ей о том, что она нужна дома. И получив благословение своих духовных наставников, смиренная женщина отправляется в обратный путь. Дома ее настигают болезнь и смерть. Очнувшись в гробу, Матрена Гавриловна, увидела Божию Матерь, Которая пообещала ей свою помощь: «Милая моя, много ты пострадала, много ты претерпела, а теперь, где ты будешь, там и Я буду, где твоя нога ступит, там и Моя» . Помимо этого, женщина получает от Господа дары прозорливости, совета и исцеления больных. Описав в письме в Ирусалим образ Божьей Матери, явившейся к ней, будущая старица получила в подарок большую икону Божией Матери «Троеручица» - монахи лично привезли ее в Муравлево. К этому моменту относится и одна из версий монашеского пострига монахини Мисаилы.

Господь готовил свою послушницу к служению людям в самые тяжелые периоды новейшей истории. Существуют свидетельства о том, что уже в период Первой мировой войны к ней со своими нуждами потоком шли люди, в частности, узнать о судьбах мужей, воевавших на фронте. Дальнейшие годы ее жизни будут тесно сплетаться с катаклизмами, переживаемыми всей страной: революция, закрытие храмов, раскулачивание и еще один период, на этот раз 7-летних скитаний, война, оккупация.

Приведем несколько ярких воспоминаний. В.П. Аксенова, семья которой жила на станции Полевая, рассказывала: «…Однажды к нам во двор нагрянули пять активистов по ликвидации недоимок. Тогда у мамы отобрали единственную корову, швейную машинку и два пуда ржи, а это был весь наш хлеб… Перед их приходом к маме зашла матушка Мисаила. Она встала в святой угол и начала молиться. …не видеть ее пришедшие активисты не могли, но все же не увидели. Когда они ушли, матушка успокоила маму: «Ты не скорби, все они тебе вернут». А мама очень переживала, так как отобрали то, чем мы жили. И действительно, вскоре корова …пришла домой. А остальное принесли они сами, …брат был в [Красной] армии, и это послужило основанием для снисхождения» .

В деле «руководителя» так называемой обоянской контрреволюционной церковно-монархической организации священника Петра Григорьева, ныне канонизированного в сонме Новомучеников и Исповедников Российских, мы встречаем весьма интересные обвинительные показания псаломщика Владимира Каракулина, датируемые 1932 годом: «Сам же Григорьев относился с особым почитанием к некоей старухе по имени Матрена Гавриловна из села Зорино  под Солнцево, которая бывала у него несколько раз в Обояни и которая выдавалась им среди обоянского населения за святую и прозорливицу, способную предсказать будущее…»  В этот период монахиня Мисаила как будто ходила по минному полю. Арест сына и вынужденное бегство из родного села спасли ее от возможности преследования НКВД. В любой момент ее могли схватить по делу «Ревнителей церкви», приписанному другу семьи отцу Павлу Говорову, или по делу Обоянской контрреволюционной монархической организации, вслед за хорошо с ней знакомыми священниками Петром Григорьевым и Леонидом Угревицким. Не меньшую опасность таило тесное знакомство с сестрами Свято-Троицкого женского монастыря, работающего в подполье, и с архиепископом Онуфрием Гагалюком, ныне канонизированным в сонме Новомучеников и исповедников Российских.

Во время Великой Отечественной войны она поддерживала людей  своей верой – у нее бывали и крестьяне из местных сел, и военные, и священники. Были и необычные гости: священник партизан Павел Говоров, командир партизанского отряда Кузьма Иньшин и даже комендант станции Полевая,  нагрянувший к старице с переводчицей - он беспокоился о своей семье в Берлине. «Бабушка, не бойся. Говори только правду»… Она ему ответила: «Я никого не боюсь, у меня, кроме Бога, нет другого страха. А ты зря строишь дом, скоро вы будете бежать, а твой дом, пока ты будешь выносить вещи, растащат по бревнышку. А семья твоя жива, и никто не погибнет». Так и было, хотя немецкий офицер не поверил: «Мы уже к Сталинграду подходим». Но все-таки пришлось ему спешно собирать свои вещи, а дом его уже растаскивали. Он даже возмутился: «Русские, он же вам пригодится…» .

Она состояла в переписке со святителем Лукой Крымским В семье бережно хранилась фотография святителя с надписью «+Старице Мисаиле на молитвенную память Архиепископ Лука 12-IV 50» и почтовая карточка, на обратной стороне которой рукой архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого) написано: «Монахине Мисаиле, Захарию и Анисии мир и благословение и благодарность за добрую память и заботы о моем здоровии, которое понемногу улучшается. Архиепиcкоп Лука. 30-XII 52». Обращаем внимание на один очень важный момент: в то время, когда все знали ее, как Матрену Гавриловну, а односельчане звали просто Гаврилихой, святитель точно обозначает ее статус: «монахиня Мисаила» и «старица».

Где и как познакомились святитель и курская монахиня? На эту тайну могли бы пролить свет документы из личного архива святителя Луки, который сегодня находится в Америке.

Старица Мисаила многие годы была помощницей и молитвенницей за многих курян и сегодня люди ощущают ее покровительство. Поток паломников к могилке старицы увеличивается с каждым днем, среди них много молодежи. Частыми гостями в Муравлево являются школьники, ученики Православной гимназии, воскресных школ, воненнослужащие вооинской части 36708. Интерес молодежи и подростков к личности и фактам жизни старицы Мисаилы сегодня не вызывает сомнения. Вот уже несколько лет подряд, в конкурс «Куряне – подвижники святого духа» участвуют работы, связанные с жизнью монахини Мисаилы. Дети посвящают ей свои стихи.

На приходе ведется большая просветительская работа: все мероприятия храма освещаются региональными СМИ, выпускаются брошюры о старице, готовится к изданию полное жизнеописание старицы на основании исследований инициативной группы историко-архивной комиссии. На дамиановских чтениях уже третий год подряд озвучиваются исследования, связанные с кругом общения старицы Мсаилы.

Планируется, что в новом строящемся храме на родине будет и небольшой музей посвященный старице.

Сегодня не вызывает сомнения, что курская старица Мисаила (Зорина) может служить примером высокой нравственной жизни и духовного подвига как для молодого поколения, так и для взрослых, вступающих сегодня на путь воцерковления

Сайт о монахине Мисаиле © 2010-2016