Храмовая страница

Группа Вконтакте

 

Instagram

Группа Фейсбук

Канал YouTUBE

Православный Центр "Фавор"

Поиск по сайту

Православный календарь



Ссылки

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

"Крестный путь иконы Божией Матери «Троеручица» со Святой Земли в курскую глубинку" (доклад настоятеля храма иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" священника Сергия Конорева на XVI Дамиановских чтениях)

(Крестный ход с иконой «Троеручица» из Знаменского храма с. Колодное в храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» д. Муравлево Курского района Курской области 11 июля 2019 года)
 
С 2013 года в нашем Приходе сложилась добрая традиция Крестных ходов. Уже на протяжении шести лет 11 июня в день празднования иконы Богоматери «Троеручица» совершается Крестный ход с иконой «Троеручица» из Знаменского храма с. Колодное в наш храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» д. Муравлево Курского района Курской области.
А все началось с того, что в 2013 году ради восстановления исторической справедливости, для нашего Всехскорбященского храма был написан список с иконы Божией Матери «Троеручица», находящийся в Знаменском храме с. Колодное. 
Одиннадцать лет назад, после долгого забвения, в нашем селе начала возрождаться приходская жизнь: был открыт молитвенный дом, началось строительство деревянного храма в Муравлево и было положено начало изучения биографии курской старицы – монахини Мисаилы (Зориной). Как в ее жизни появилась икона Богоматери «Троеручица», которая была ею впоследствии передана в наш храм? Этим вопросом мы и заинтересовались.
Монахиня Мисаила (в миру Матрена Гавриловна Зорина) в 1905 году испросив благословения правящего архиерея, со своей знакомой девушкой отправляется пешком в Иерусалим. Губернатор, выдав отпускную грамоту и узнав об их намерении, еще дал 50 рублей золотом на дорогу. [2, c. 7]
В Иерусалиме Матрона Гавриловна с присущим ей усердием готовилась к постригу и монашеской жизни. На Крещение Господне … к ней подошел не знакомый монах и подал камень с того места, где, по преданию, стоял Спаситель, когда принимал Крещение от Иоанна Предтечи. Еще монах протянул ей шапочку святого: «Возьми – тебе это пригодится.» [1, c. 8]. Подготовка к постригу нарушил необычный сон, который заставил вернуться на родину Матрону с благословения иерусалимских старцев.
Спустя некоторое время после возращения домой в Муравлево Матрона Гавриловна заболела. Болезнь была тяжелая и скоротечная: очнулась Матрона уже в гробу, как будто от какой-то яркой вспышки. Псаломщик, читавший Псалтирь, в ужасе бежал. Когда она опустила ноги из гроба, желая встать, то увидела в святом углу, как будто в облаке, Божию Матерь «Троеручицу». 
Пресвятая Богородица обратилась к Матроне: «Милая моя, много ты перестрадала, много претерпела. Но теперь, где ты будешь, там и Я буду, где твоя нога ступит, там и Моя.» Что еще сказала Богородица Матрона Гавриловна никогда никому не рассказывала. Она получила от Божией Матери дар прозорливости, дар исцеления больных молитвами и еще один важный дар – дар совета, столь необходимого человеку в трудную минуту жизни. [1, c.10]
После своего «пробуждения от смерти» она продолжала поддерживать связь с Иерусалимом, к ней неоднократно приезжали гости со Святой Земли. И домик матушкин на «морозовской горке» стали называть «монахов дом». 
Достоверно известно, что до революции ее дом посещали монахи из Иерусалима, они и привезли ей в подарок список иконы Божией Матери «Троеручица». [3, c.19] Здесь стоит обратить внимание, что монахи привезли Матроне именно тот образ в котором ей явилась Божия Матерь во время «обмирания», что само по себе уже является благословением.
Во время Первой мировой войны от тысячи до полутора тысяч афонских монахов вернулись в Россию, часть из них приютили в Глинской пустыне, построив для них новые корпуса.  Из других свидетельств и изученных нами материалов известно, что Матрону Гавриловну хорошо знали в Глинской пустыне. 
 
Изучая и рассказывая неоднократно в этой аудитории о жизни глинского иеромонаха Анатолие (Печеневе), нам удалось установить духовную связь и личное знакомство монахини Мисаилы и прп. Кукши Одесского. 
В дореволюционное время он будучи монахом Ксенофонтом нес послушание на Гробе Господнем, возможно в это время и произошло знакомство будущих подвижников.
Эксперт Росохранкультуры М. Е. Денисов проводивший экспертизу иконы Божией Матери «Троеручица» в наши дни, заключает: «…икона афонского письма «Троеручица». XIX век. 92х60х4 см. …
 
Является культурной ценностью, представляет коллекционную, историческую и художественную значимость.» [4. Л. 87]
 
Икона, привезенная из Иерусалима, около двух десятилетий находилась в домашнем иконостасе монахини Мисаилы. 
Вся ее жизнь – это молитва. Молилась она много, и, казалось, каждое мгновение молитвы озаряло ее радостью. Глаза сияли, она простирала руки к иконе Богородицы, восклицала: «Радость, радость-то какая!» Сколько клала она поклонов! Людмила Соколова – внучка матушки вспоминает: «Я никогда и ни у кого не видела таких мозолей на коленях, как у бабушки. Она молилась, когда была одна, стоя, сидя, что-нибудь делая; она молилась принимая людей, потому что, прежде чем дать совет, она, перебирая четки и устремив взор на икону Божией Матери, получала во время молитвы ответ от Богородицы. И только потом отвечала на заданный ей вопрос. А вопросы были самые разные…» [1. c. 20] Очень много было случаев исцелений перед иконой «Троеручица» от болезней и от нечистых духов.
Вышло так, что в 1926 году Матвея Васильевича Зорина – сына матушки Мисаилы, раскулачили, арестовали и отправили в ссылку в Нижний Тагил. Люди зная об этом, стали грабить дом Зориных. Когда выносили вещи из него, то соседка Прасковья Ивановна чудом спасла икону «Троеручицу» от рук мародеров. Она хранит икону у себя дома, а затем передает в наш храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». В 1937 году в с. Муравлево закрывают Скорбященскую Церковь и разбирают ее буквально по бревнышку, т. к. сруб храма был изготовлен из обтесанного дуба.
 Во время разграбления Церкви прихожане спасали иконы от поругания и прятали их у себя дома. Так псаломщица Зацерковная Варвара Васильевна вновь спасла икону Богоматери «Троеручица». По свидетельству Зинаиды Трофимовны Зориной, некоторое время икона хранилась на чердаке «у местного жителя Ивана Палыча» и там обновилась. [3, c. 21]
В 1944 году в селе Зорино Бесединского района при Упономоченном по делам церквей по Курской области зарегистрирована религиозная община. Члены общины берут в аренду, затем выкупают дом у местного жителя – Калугина Митрофана Евдокимовича и устраивают в нем молитвенный дом. Туда селяне приносят иконы и другую церковную утварь, спасенную от осквернения, а вместе с ними и икону «Троеручицу», которую установили на перегородку между клиросом и молящимися.
 «Здесь и была икона «Троеручица», которую потом передали в храм села Колодное.» - вспоминает Людмила Соколова. [2, c. 24] «До коллективизации бабушка ходила в свою церковь «Всех скорбящих Радость». В уголке было ее местечко, где она всегда стояла во время службы и молилась перед своей любимой иконой,» - продолжает внучка матушки Мисаилы. [1, c. 22] С 1944 по 1960 годы в этом молитвенном доме не прекращаясь совершались богослужения.
В 1960 году настоятеля прихода священника Феодора Белых освобождают от должности и переводят в другой приход. Тогда церковный совет проводит инвентаризацию имущества молитвенного дома, где в протоколе инвентаризации от 07.03.1960 года икона «Троеручица» значится под номером 37, 1 штука - большая деревянная. [4. Л. 88]
4 января 1961 года принято решение Курским Облисполкомом о снятии с регистрации религиозной общины села Зорино и изъятия у нее всего церковного имущества. Все иконы, книги, сосуды, подсвечники из молитвенного дома были погружены в специально выделенный для этого автомобиль и перевезены в село Колодное в ближайший действующий тогда храм – иконы Божией Матери «Знамение». Так икона «Троеручица» оказалась в Знаменском храме с. Колодное Бесединского района Курской области, где прибывает по сей день.
Когда разрушили Скорбященскую Церковь, матушка Мисаила предрекла, что спустя годы храм возродится вновь. Так и случилось – недалеко от могилы старицы был построен малый деревянный храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». 
В 2012 году он был торжественно освящен и теперь в нем регулярно совершаются богослужения. Конечно же у наших прихожан возникло желание видеть икону «Троеручицу» у себя в храме, но и Знаменскую церковь в Колодном без нее оставить нельзя. Ведь жители с. Колодное, в течении 50 лет в богоборческие времена, отстояли свой храм, не позволили разрушить его, а значит и спасли икону Богоматери «Троеручица».
Тогда решением церковного совета, с благословения митрополита Германа, для нашего храма был написан список с иконы «Троеручица». 11 июля 2013 года освящен в Знаменском храме с. Колодное и торжественным Крестным ходом принесен в храм д. Муравлево. 
Этот Крестный ход был посвящен не только освящению списка, но юбилейным тогда датам 1025-летию Крещения Руси и 25-летию возрождения Русской Православной Церкви.
В настоящее время принесенный список с иконы Божией Матери «Троеручица» является святыней нашего храма, перед которым по субботам служатся молебны с акафистом. 
У святого лика Богородицы просят помощи: для защиты от врагов, при угрозе семейного благополучия, для исцеления от болезней глаз и суставов, здоровья физического и душевного, содействия в ремесле или рукоделии, защиты от завистливых людей. [7]
Так в нашем Приходе в последние годы сложилась замечательная православная традиция Крестных ходов, которые совершаются каждый год 11 июля в празднования иконы Богоматери «Троеручица» с той самой иконой, которую старице Мисаиле подарили иерусалимские монахи. 
Святыня гостит на родине монахини Мисаилы в нашем храме в течении двух недель до 25 июля – второго дня празднования иконы. [3, c.21] 
 
Этот Крестный ход собирает всех жителей окрестных сел, паломников из Курска и области, военнослужащих в/ч 36708, и дает людям духовный подъем веры и упования на Пречистую Деву Богородицу!

 

​священник С. В. Конорев, настоятель храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» д. Муравлево Курский район Курская область, руководитель инициативной группы по изучению жизни монахини Мисаилы.

 

 
Литература.
 
1. Сурова С. Ф. Жизнеописание старицы Мисаилы. М.: Отчий дом, 2002, - С. 8–24.
2. Борисова С. Л. Приходите ко мне – Я вам буду помогать. М.: Основы православной культуры, 2008, - С. 5-7.
3. Борисова С. Л. В своем кругу: монахиня Мисаила (Зорина) и церковнослужители. Курск:Мечта, 2016, - С. 19-21.
4. Архив ЦМКРКО. Д. 5 Л. 87-88.
5. http://gazetakursk.ru/obshestvo/8126-krestnyj-khod-na-rodine-misaily.html
6. http://www.misaila.ru/index.php/about/171-qq
7. https://vkurier.by/66690
 

Сайт о монахине Мисаиле © 2010-2016