Чтобы узнать хоть какую-то информацию о легендарном Павле Говорове, куряне разыскивали его следы в архивах нескольких городов. Спустя пять лет после начала работы его биография фактически восстановлена. Теперь за скупой, дублируемой интернет-сайтами строчкой: «В Курской области священник села Глебова Павел Андреевич Говоров скрывал у себя бежавших из фашистского плена лётчиков и помог им перейти к своим» – стоит история мужества русского человека с необычайно сложной судьбой.

История необыкновенного подвига человека со сложной судьбой
 

ДРУГ СТАРИЦЫ

– Члены инициативной группы, работающей над изучением фактов жизни курской старицы Мисаилы (Зориной) неоднократно встречали имя отца Павла в воспоминаниях современников, – рассказывает её руководитель иерей Сергей Конорев. – Но до некоторого времени мы не знали даже его фамилии. По свидетельству одной из внучек монахини, во время войны он переправлял партизан с оккупированной территории через линию фронта, укладывая их в гробы как умерших. В таких случаях он приходил за советом к матушке Мисаиле, «видевшей» исход дела.

Было известно, что в 20-30 годы прошлого века священник служил во Введенском храме г. Курска. Потянув за эту ниточку, члены группы нашли личное дело священника Павла Андреевича Говорова и отчёты уполномоченного Совета по делам Церкви. В первом – была обнаружена вырезка из газеты о награждении медалью «За доблестный труд в ВОВ 1941-1945гг.» за участие в партизанском движении. Во втором – упоминание уполномоченного о подвиге: «По рассказам епископа, священник села Глебово Фатежского района (служил здесь настоятелем с декабря 1942 г. по сентябрь 1944 г. – от авт.) Говоров Павел Андреевич во время оккупации скрывал у себя бежавших из плена русских лётчиков, затем переодевал их и помогал перебраться к своим. Об этом патриотическом подвиге было напечатано в газете «Правда», за что ему присвоено звание партизана. Об этом благородном подвиге знает всё городское духовенство».

НАШ ПОП

– Разыскивая публикацию в газете «Правда», мы нашли две статьи известного публициста Ильи Эренбурга, – рассказывает член инициативной группы Светлана Борисова. – Войдя в Курск вместе с освободившими город войсками 8 февраля 1943 года, он писал о своих впечатлениях.

«Куряне не только ждали. Куряне боролись с захватчиками. Железнодорожники взрывали немецкие паровозы. Девушки переправляли оружие. Партизаны убивали немцев…  Вот рабочий Бабкин. Он был во главе отряда. Мягкое русское лицо. А этот добряк отравил немцам немало крови. Он подготовлял взрывы на вокзале, отвозил в Фатеж оружие, помогал пленным перейти линию фронта. Он рассказывает: «Везу я оружие. Вдруг немец. Я, конечно, соли прихватил – будто еду менять. Бумажка у меня с печатью, сам чёрт не разберёт. Но немцу что печать, он на соль уставился: «Дай». Я ему бы рад всю отдать, нельзя – заподозрит. Торговался – на тебе стакан. Обошлось. А вот вы нашего попа навестите, замечательный поп...» Священнику Павлу Говорову шестьдесят семь лет. Русский человек, он любит Родину. Он связан с партизанами. Он прятал у себя наших лётчиков, переодевал их, помогал им перебраться через фронт» (Илья Эренбург «Новый порядок в Курске»).

«Кто в Курске работал с партизанами? Учительницы, рабочие, студентки-комсомолки и престарелый священник Павел Говоров, подростки и матери  – народ. Они сберегли не только гордость, они сберегли и ту бодрость, которую в старину называли весельем духа» (Илья Эренбург «Верность»).

Обратите внимание, партизан Бабкин называет Павла Говорова «нашим попом» и посылает к служителю культа известного на всю страну журналиста. В этом поступке не только уважение, но явное восхищение священником.

СПАСЕНИЕ ЛЁТЧИКОВ

Задание организовать диверсионно-разведывательную подпольную группу машинист паровоза Павел Бабкин получил перед приходом в Курск немцев.

Чтобы понять, насколько беспрецедентно смелыми были действия членов группы, достаточно рассказать о самом громком деле – спасении лётчиков. В нём были задействованы члены двух групп – Бабкина и Козубовского, возглавлявшего подпольную группу курских медиков, а также связные 1-й Курской партизанской бригады, базировавшейся в дмитриевских лесах. В курский госпиталь батальонного комиссара Павла Бубекова, капитана Константина Длужицкого и лейтенанта Николая Евграфова немцы привезли из разных мест, где были сбиты их самолёты, собирались подлечить и, по некоторым данным, отвезти в Германию. Устроить их побег под носом у не спускавших с них глаз фашистов было непростой задачей. Сегодня восстановлены основные этапы их похищения. Готовили его медики и девушки из группы Бабкина – Зоя Емельянова и Аня Бочарова. Прятали в городе с помощью священника Павла Говорова. Вывозил их из Курска 16-летний сын Бабкина на лошади похоронного бюро с документами немецкой комендатуры, удостоверяющими, что возчик занимается вывозом инфекционных трупов. В воспоминаниях члена фатежской подпольной группы и связной Марии Глушковой есть рассказ о переправке лётчиков к партизанам: «...Павлик Бабкин привёз к нам двух тяжелораненых лётчиков: капитана Длужицкого Константина и старшего лейтенанта Евграфова Николая. А ночью я с лётчиками ушла к партизанам. Лётчиков не долечили, здоровье их было неокрепшим, а немцы хотели отправить их в Германию. Идти было очень тяжело. В деревне Желень нас проверили полицаи. Я объяснила им, что мы идём к больной матери в деревню Гнездилово. А там размещался русско-немецкий батальон. Я об этом знала. Один из полицейских говорит: «Пусть идут, там их наверняка проверят». Нам надо было свернуть на другую дорогу к деревне Высокое, где была явочная квартира. Для этого нужно было переправиться через речку  Свапа. Мы вымокли основательно. Деревня виднелась на горизонте, но идти пришлось ещё долго. Добрались до дома Ксении Петровны Котовой, которая нас радушно встретила, накормила, обогрела, а сама ушла узнать в деревне, где есть партизаны. Но в деревне их не было. Тогда её муж Котов Дорофей Дмитриевич повёз нас в деревню Б. Боброво. Я передала лётчиков партизанам...»

На партизанский аэродром в дмитревских лесах регулярно летали самолёты с большой земли, и лётчики достаточно быстро попали к своим. Константин Длужицкий, поправившись от ран, воевал на Курской дуге и погиб в одном из воздушных боёв. Самолёт Павла Бубекова был подбит позже, в боях за Белоруссию. А Николай Евграфов, совершив не одну сотню боевых вылетов, был награжден четырьмя боевыми орденами и вернулся в родной город Славянск на Украине. Приезжал он и в Курск. Домик рабочего Бабкина по сей день стоит на улице Театральной в Железнодорожном округе. На нём мемориальная табличка: «В этом доме в период гитлеровской оккупации Курска базировалась разведывательно-диверсионная группа, которой руководил паровозный машинист П.П. Бабкин». Здесь живут его потомки, и они помнят, как каждый год 9 Мая собирались за накрытым столом подпольщики, как к ним приезжал спасённый ими из фашистского плена лётчик.

«ПЛОХАЯ» БИОГРАФИЯ?

Если все подпольщики и после войны держались вместе, то священник Павел Говоров, награждённый вместе с другими за этот подвиг, таинственно исчез. – Мы не раз задавали себе вопрос, почему человеку, ставшему столь известным, не воздают почести, почему о нём нет никакой информации?  –рассказывает Светлана Борисова. – А потом нами в архивах Курского ФСБ было найдено коллективное дело о «Ревнителях церкви». По нему в 1932 было арестовано 413 человек. В их число входили три епископа  – архиепископ Курский Дамиан (Воскресенский), епископ Орловский Николай (Могилевский), епископ Рыльский, викарий Курской епархии Иоанн (Пашин), более 200 священников, монахов и монахинь. Среди них и священник Введенского храма г. Курска Павел Говоров, который обвинялся в том, что «состоит в группе «Ревнителей Церкви» и агитирует против советской власти».

Отбыв пятилетнюю ссылку в мордовском Темлаге, Павел Говоров начал новую жизнь в Московской области, но накануне описанных событий возвратился на родину к родным. В 1942 г. он протоиерей Казанского кафедрального собора. С декабря того же года – настоятель Архангельского храма с. Глебово Фатежского района. С сентября 1944 г. по 1946 г. вновь служит во Введенской церкви г. Курска. К тому времени, когда становится известно о его награждении за участие в партизанском движении (1946 г.), он вновь «выбывает» в Московскую епархию.

– Мы предположили, что священника, ставшего известным на всю страну, но имевшего не соответствующее статусу героя войны прошлое, помогали прятаться свои, – рассказывает иерей Сергей Конорев. – Сразу после награждения медалью он официально «исчезает» из Курской епархии. Наши поиски в Московской области в течение двух лет результатов не давали. В прошлом году мы направили запрос в Московскую Патриархию. Ответ принёс много неожиданностей и дал нам единственную известную на сегодняшний день фотографию отца Павла.

Местами служения священника стали с. Шеметово, в 24 км от Сергиева Посада  (1938-1946 гг.), Ильинская церковь г. Загорска  (Сергиев Посад) (1946 по 1950 г.), Всехсвятский храм г. Москвы (ст. метро «Сокол»). О пастырском служении священника говорят его награды: Патриаршее благословение с выдачей грамоты (1949 г.) и митра (1951 г.). Только о награде за партизанское движение в личном деле сведений нет.

– Очевидно, что отец Павел старательно скрывался и всю жизнь держал в тайне как свою судимость, так и героическое партизанское прошлое,  –говорит Светлана Борисова. – Даже его могилу нам найти было непросто. На белого цвета мраморном памятнике у церкви Косьмы и Дамиана в г. Королёве минимум информации: «Протоиерей Павел Андреевич Говоров сконч. 15 июня 1960 г.».

Ирина Сафонова

Статья размещена на сайте общественно-информационного еженедельника "Курские Известия"