Поиск по сайту

С понедельника, 14 марта, у православных христиан начинается Великий пост. Воскресный день, предваряющий наступление поста, называют Прощёным воскресеньем. Великий пост продлится семь недель и окончится в день Пасхи Христовой (в 2016 году – 1 мая).

Вечером  в Прощёное воскресенье в православных храмах состоится чин прощения. После краткого богослужения прихожане и священники от всего сердца попросят друг у друга прощения, памятуя слова Христа: «Если же не прощаете, то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших» (Мк., XI, 26).

 

Прощёное воскресенье – день заговенья на Великий пост.

Главные праздники предстоящего поста – Вербное воскресенье (Вход Господень в Иерусалим, 24 апреля) и Благовещение Пресвятой Богородицы (7 апреля). Верующими весьма почитаются Лазарева суббота (23 апреля),  память 40 мучеников Севастийских (22 марта). Кроме того, по церковной традиции, вторая, третья и четвертая субботы Великого поста являются днями поминовения усопших.
Первые четыре дня Великого поста (с 14 по 17 марта) в храмах читается покаянный канон Андрея Критского. Это дни строгого поста. Церковь призывает отложить в это время суетные житейские попечения, за исключением только самых необходимых.
Каждая неделя Великого поста («неделей» в церковнославянском языке называется воскресный день) имеет особое духовное значение.
1-ю неделю (20 марта) называют Торжеством Православия. Поводом для установления этого праздника стало преодоление иконоборческой ереси. Однако его смысл гораздо шире, это свидетельство истинности и уникальности православной веры. Великий подвижник XIX – начала XX века праведный Иоанн Кронштадский говорил: «Только вера православная очищает и освящает оскверненное грехом естество человеческое. Омраченное – просвещает, оледеневшее – согревает, падшее – восстанавливает, отчаянное – исполняет надеждой, омертвевшее – оживотворяет».

2-я неделя (27 марта) посвящена памяти святителя Григория Паламы. В XIV веке в Византии начался многолетний богословский спор о том, возможно ли видеть и слышать Бога, или наш удел – только вера. Сторонников возможности реального, ощутимого Богообщения возглавил святитель Григорий Палама. Бог есть Дух. А подобное познается подобным. Чем более духовно развит человек, тем более способен ощутить присутствие Божие. Церковь признала, что взгляды святителя Григория Паламы отражают подлинный духовный опыт. И пост – самое лучшее время этот опыт приобрести.

3-я неделя Великого поста (3 апреля) – Крестопоклонная. Во время богослужения читается Евангелие от Марка: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк., VIII, 34). Крест Христов – это знамение славной победы. Он не только символ горечи и боли, которых не миновать человеку в земной жизни, но Он также залог вечной радости, перед которой все временные страдания ничего не стоят.

4-я неделя (10 апреля) посвящена памяти преподобного Иоанна Лествичника, который подвизался на горе Синай в VI веке. В своей книге «Лествица добродетелей» он раскрыл 30 ступеней восхождения к духовному совершенству. Любой человек, в каких бы условиях он ни жил, может научиться кротости, смирению и любви. «Лествица» стала настольной книгой для христиан многих поколений.

В 5-ю неделю Великого поста (17 апреля) празднуется память преподобной Марии Египетской. Святая первоначально жила в нечестии, но однажды, попав в Иерусалим, не смогла войти в храм. Невидимая Божественная сила преградила ей путь. В этот момент Мария почувствовала, что ее великие грехи возбраняют ей видеть святыню. 47 лет провела она в пустыне, борясь со страстями, и явила собою образ совершенного покаяния.

На 6-й неделе (24 апреля) празднуется Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье).А с понедельника, 25 апреля, начинается Страстная Седмица. Она посвящена воспоминанию страданий, смерти и погребения Христа Спасителя. По своему значению Страстная седмица называлась еще Пасхой Крестной и потому всегда была свободна от житейских занятий. В эту неделю произошли великие события: было разрушено долговременное царство дьявола, истреблена смерть, уничтожен грех, снято проклятие и Небо стало доступно человеку. Заканчивается Страстная Седмица празднованием самого важного христианского праздника – Светлого Христово Воскресения.


Слово митрополита Курского и Рыльского Германа на начало Великого поста:

Дорогие отцы, братья и сестры!

Вот и снова Господь сподобил нас дожить до спасительного времени Великого Поста.

С большой радостью и благоговейным трепетом мы настраиваем себя на должное проведение этого периода церковного года.

Период этот особенный, потому что дает нам возможность потрудиться, поработать над искоренением своих недостатков, оставить свои многолетние греховные наклонности, о которых в повседневной жизни мы порой совсем забываем.

За сорокадневный период воздержания Церковь призывает нас очиститься, отдалиться от зла и приблизиться к Богу.«Ночь прошла, а день приблизился: итак отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света» (Рим.13:12). Этими словами святой апостол Павел указывает, что тьмой являются наши грехи, а истинный свет нам воссиял в возможности покаяния.

Покаяние – это призвание христианина. Нельзя забывать, что само слово «покаяние» буквально означает «перемену ума», а значит, всей жизни, которая складывается из сознательных поступков человека. Это не однократный акт сожаления о своих проступках, это не перечисление грехов на исповеди, но долгий процесс, охватывающий всю человеческую жизнь.

Святые угодники Божии почитали покаяние как уникальную возможность измениться, как то, что избавляет душу человеческую от погибели. «Смотри, душа моя, да не увязнешь ты в беззаконных сетях, но облобызай покаяние» – воспевает преподобный Андрей Критский в своем Великом Покаянном каноне. Употребим же и мы эту возможность, пока дает ее нам Господь, не будем пренебрегать постом, этим великим спасительным средством.

Святая Церковь с древних времен предлагает своим чадам множество разнообразных постановлений, касающихся проведения поста. Особые продолжительные службы, покаянные молитвы, земные поклоны, богодухновенное чтение Священного Писания, умилительные духовные песнопения помогают душе освободиться от тягости земных увлечений и сосредоточиться на стяжании духовных благ. Ограничение в пище и прочих плотских удовольствиях дает возможность человеку крепче противостоять греховным помыслам и побеждать плотские страсти. Эти и многие другие особенности поста не являются для христианина тягостными, но напротив, помогают тщательнее вникать в свои греховные недостатки и способствуют духовному очищению.

Возможно, кому-то по своим установлениям Великий пост кажется чрезмерно строгим и тяжелым. Но не нужно отчаиваться. Исполнение всех предписаний Поста – это не его цель, это лишь средства для нашего исправления. Следует начать с малого: от всего сердца простить обидчиков, искренне относиться к ближним и перестать их осуждать. «Если ты, человек, не прощаешь всякого согрешившего против тебя, то не утруждай себя постом и молитвой... Бог не примет тебя» – говорит преподобный Ефрем Сирин.

Если тяжело отказаться от скоромной пищи сразу – можно для начала хотя бы отказаться от излишеств и пресыщения. Святитель Иоанн Златоуст отмечает: «Честь поста составляет не воздержание от пищи, но удаление от грехов. Пусть постятся не одни уста, но и зрение, и слух, и ноги, и руки, и все наше тело».

Как и любое важное дело, пост требует благоразумия и рассудительности. Вредным может оказаться как послабление, так и чрезмерно строгое воздержание в пище. По совету преподобного Серафима Саровского, «Пищи употреблять следует каждый день столько, чтоб тело, укрепляясь, было другом и помощником душе в совершении добродетели; а иначе может быть то, что, изнемогши телу, и душа ослабевает».

Для постящегося христианина важно постоянное бодрствование, памятование о том, ради чего он трудится. Поэтому недопустимо расслабляться или, поддаваясь возможным искушениям, оставлять пост. Часто бывает именно так, что ревностно вступив в пост, человек сугубо молится, искренне кается, воздерживается, а по прошествии некоторого времени незаметно теряет духовный настрой поста, появляются раздражительность, озлобленность, нетерпеливость, тщеславие и прочие пороки. Нужно быть крайне внимательным к себе, чтобы не допустить такого расслабления, а вслед за этим не вернуться к своему прежнему греховному укладу жизни. Ведь призвание поста состоит в том, чтобы сделать нас другими.

К внимательному прохождению поста призывает нас святитель Иоанн Златоуст: «Нам следует не просто лишь проходить седмицы поста, а исследовать свою совесть, испытывать помыслы, и замечать, что мы успели сделать на этой неделе, что на другой, что нового предприняли достичь на следующую и от каких исправились мы страстей».

Из каждого великопостного дня нам следует извлечь максимальную пользу для своей души. Если без конца откладывать свое покаяние, оправдывая себя постоянной занятостью, какими-то срочными делами, учебой, работой, карьерой и прочими важными мероприятиями, то, в конце концов, мы можем так и не успеть заняться самым главным делом в жизни. Преподобный Ефрем Сирин предостерегает нас: «Не говори: сегодня согрешу, а завтра покаюсь, но лучше сегодня покаемся, ибо не знаем, доживем ли до завтра». Поспешим к покаянию именно сейчас, когда нас призывает Господь и святая Церковь.

Желаю всем вам, отцы, братья и сестры, воспринять наступающее время Великого поста как обильную милость Божию, а не утруждающее бремя непосильных подвигов. Постараемся по мере своих сил шествовать спасительным путем воздержания. Да укрепит всех нас Господь на этом святом поприще поста и да сподобит в чистоте сердца и обновлении духа встретить Его святое и славное Воскресение. Митрополит Курский и Рыльский Герман.